Основные темы и идейно-художественные особенности Ломоносова

Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы.  Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико. Известно, что война есть социальное, исторически преходящее явление, она является насильственным, вооруженным средством для достижения политической цели. Великая историческая роль в пропаганде идей мирной жизни принадлежит передовой русской литературе. Война и мир - самые общие и самые важные ее темы. Страстно мечтая о мирной жизни, лучшие русские писатели в годины народных бедствий, когда земля наша подвергалась вражеским нашествиям, были вместе с народом. Своими произведениями они воспитывали любовь к отечеству, укрепляли ратный дух, вдохновляли на подвиг.

Господствующим направлением в русской литературе к середине XVIII в. становится классицизм. Он помог созданию национального искусства, способствовал выработке идеалов гражданственности, создал героический характер, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу опыт античности, показал способность искусства к аналитическому изображению душевного мира человека» . Классицизм провозгласил культ разума и гражданских добродетелей, требуя от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Главным орудием национального государства классицисты считали самодержавную власть. Эпоха классицизма - это время борьбы абсолютной власти монархии с феодальной раздробленностью. В России классицизм развивался в обстановке становления национального государства. Войны и народные восстания сопровождали это художественное направление на протяжении всей его истории. Социально-политическая сущность «просвещенного абсолютизма» в России наиболее ярко проявилась при Екатерине II.

Известно, что русский классицизм имел свои национальные особенности, однако в развитии своем был связан с классицизмом европейским, имел с ним много общего. Все жанры в классицистической литературе делились на «высокие»- трагедия, эпопея, ода и «низкие» - комедия, сатира, эпиграмма, идиллия. В «высоких» произведениях изображалась жизнь монархов, «героев», знати, двора; в «низких»-город и деревня с их нравами и обычаями.

Строго нормативная поэтика классицизма противопоставляла сферу государственной, политической деятельности сфере частной жизни с ее повседневными материальными заботами и домашним бытом. Человек в произведениях классицизма - это человек вообще, лишенный индивидуальных качеств, слуга государства, ценность которого зависела от способности подчинить свои личные чувства, желания и интересы общим, государственным целям. В русской классицистической литературе тема войны ставилась не отвлеченно, а политически актуально. Поэты-классицисты чаще всего оценивали войну с точки зрения ее целей и результатов. Для М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, например, войны, которые вела Россия в XVIII в., были необходимы; в конечном счете они служили не честолюбивым замыслам царей и полководцев, а сохранению государственной целостности России, были «необходимой судьбой» в исторической жизни народов. Ломоносов неустанно говорил о прогрессивном характере петровских войн.

В русском классицизме наметились два течения: «сумароковское», утверждавшее идеи дворянской государственности, и «ломоносовское», ставившее перед искусством задачи общенационального значения.

Жанром, с самого своего возникновения наиболее приспособленным к изображению героической темы, была ода . Ода - лирическое произведение, хвалебная песнь в честь какого-либо важного исторического события. Поэты-одописцы стремились сделать свои произведения наиболее красноречивыми, убедительными, в них содержалось много хвалебных слов адресату, традиционной придворной лести, которая воспринималась в XVIII в. как нечто обязательное для поэта. Уже в самом начале оды поэт должен был выразить всю силу своего восторга.

Героическая тема нашла более глубокое выражение и совершенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова. Под его пером русская одическая поэзия достигла классической ясности и философской глубины. Ломоносов был целиком поглощен идеей служения родине, которая воспринималась им как многонациональное государственное объединение. Нация, отечество - эти понятия для него означали весь народ независимо от его сословной принадлежности.

В 1739 г. произошло знаменитое Ставучанское сражение, в результате которого пала турецкая крепость Хотин. Взятие крепости русскими войсками произвело сильное впечатление в Европе. Об этом писали многие иностранные газеты. Первое сообщение о взятии Хотина Ломоносов прочитал, вероятно, в газете и под свежим впечатлением написал оду. Событие это стало переломным в жизни великого поэта и ученого; Ломоносов осознал свое истинное призвание. Его поэзия приобрела новые черты; господствующими темами в ней стали большие и важные государственные проблемы.

В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов воспел победу, одержанную русскими войсками, растерянность и бегство врага. И здесь использованы присущие для этого жанра обращение к музе, риторические фигуры, абстрактные образы, патетика и гипербола; однако наряду с традиционными стилевыми приемами встречаются строфы, написанные языком с применением точных эпитетов, ярких сравнений, запоминающихся деталей.

Героический образ родины пройдет через многие произведения Ломоносова. В последующих произведениях Ломоносов создает гигантский аллегорический образ России. Иногда Ломоносов представлял Россию как страну сказочного изобилия и богатства. Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества.

Несмотря на то что русская поэзия и до Ломоносова пыталась воспроизвести исторического героя, только у Ломоносова тема Петра наполнилась подлинным общественным звучанием и приобрела подлинную художественную выразительность. Ломоносов связал фигуру Петра I с его неустанным трудом, с его гигантской деятельностью, направленной на развитие страны, укреплению которой способствовали его военные победы.

Величие Петра, которое было для Ломоносова символом величия его родины, должно было служить, по мысли поэта, вдохновенным примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. В оде 1742 г., написанной по случаю прибытия императрицы Елизаветы в Петербург после торжественной коронации в Москве, Ломоносов «возглашает» и идеализирует Елизавету. Но поэт-гражданин был далек здесь от проявления придворной лести. Прославление императрицы имело своей целью дать четкий наказ, каким должен быть просвещенный монарх. Выдавая желаемое за действительное, поэт говорит о том, что в Елизавете Петровне живет дух ее отца (оды 1746 и 1748 гг.)  

Поэты-классицисты при их умении увидеть и запечатлеть в художественных образах красоту высокого, понимаемое ими как величественное и великолепное, не смогли, однако, увидеть прекрасное в обычном, простом, что предлагала повседневная жизнь. Однако русский классицизм не имел столь ярко выраженной аристократичности, как во Франции. Близость к фольклору вносила характерные черты в облик русского классицизма.

У Ломоносова элементы народности проявились в его оптимизме, в вере в творческие илы русского народа. Большую роль в воспитании героического характера человека Ломоносов отводил изучению истории и искусства. Одним из первых в русской литературе Ломоносов последовательно и всеобъемлюще использовал в патриотических целях национально-историческую тему. История России представлялась ему как героическая история народа, несмотря на препятствия и козни врагов сохранившего свою независимость и самобытность.

В многочисленных работах по филологии, поэтике, истории, ораторскому искусству великий просветитель ставил задачи воспитания патриотических чувств на примерах героического прошлого. Его творчество отразило рост национального самосознания русского народа, его поэзия воспитывала в русских людях чувство гордости и патриотического долга. Он призывал к популяризации героических событий и людей, прославивших свою родину, рекомендовал пропагандировать русскую историю средствами живописи и предлагал темы для исторических картин

Оды Ломоносова, всегда приуроченные к конкретной исторической ситуации, имели реальную основу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент