x x
menu

Основные черты поэтического стиля М. Рыльского

Итак, перед тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики с предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта.  Чтобы охарактеризовать стиль писателя, надо принимать во внимание, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические вкусы и, с другой,- образы людей, события, факты действительности, которые он отбирает, обобщает, дает им оценку, а также тип художественные средства, особенностей его языка. Итак, особенности стиля оказываются как в содержании, так и в форме художественных произведений. Разнообразие индивидуальных стилей свидетельствует о богатстве талантов в народе, который их породил, о многогранности жизни, отображенной в литературе.

Каковы же основные черты индивидуального стиля Рыльского в период его поэтической зрелости? Стиль Рыльского, как и сам поэт, все время был в движении, развивался. «Простоту радостную взяв за закон», поэт стремился достичь (и достигал) пушкинской ясности и «неслыханной простоты», гармонического слияния идеи и образа, содержания и формы. Вот эстетичное кредо поэта:

  • Лишь дойдя до склона лет,
  • Поэзию я понял
  • Как простоту такую великую,
  • Такое единение точных слов,
  • Когда ни напрасной позолоте,
  • Ни всяким уловкам тонким
  • Нет места, как подлости
  • В сердце чистом и пылком,
  • Когда эпитет бьет стрелой
  • В самую глубокую суть,
  • Когда дорогой прямой
  • Тебя метафоры ведут...
  • («Поэтическое искусство»).

Великому мастеру художественного слова, который совершенно владел всеми формами классического стихосложения, была ненавистна игра в слово, формалистические увертки. Все художественные средства поэта определялись его эмоциями, мыслями:

  • Слова должны быть покорные
  • Чувствам и помыслам твоим,
  • И рифмы должны быть верные.
  • Как друзья в подвиге святом.
  • («Поэтическое искусство»).

Характерной особенностью поэтического стиля Рыльского является органическое объединение многогранного видения мира, неповторимость и красота эмоций и глубина раздумий над явлениями действительности. Поэт много путешествовал, встречал разных людей, а главное, имел наивысший дар - дар познавать людей. Конкретный материал действительности постоянно питал сердце и воображение поэта, был тем основанием, на котором прорастали глубокие политические, философские и эстетичние раздумья Рыльского - наподобие стихов «Мосты», «Розы и виноград». Не случайно одним из наиболее распространенных и любимых лирических жанров Рыльского является медитация. Немало стихов поэта своей идейной остротой и художественной формой тянутся к публицистике. В стихах этого жанра поэт продолжает публицистические традиции Тараса Шевченко («Я не болею» и др.), Ивана Франко («Товарищам из тюрьмы»), Леси Украинки («Предрассветные огни»), а также своих любимых русских поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некраоова, а из своих старших современников - Владимира Маяковского.

Публицистическая струя не накладывала на поэзию Рыльского отпечаток декларативности, так как поэт большей частью «уравновешивал» публицистику образным, художественным воспроизведением мыслей и чувств нашего современника. С особым почетом и любовью поэт пишет о людях свободной творческого труда. Поэт прославляет труд,

  • Так как только из труда вырастает подвиг,
  • Так как только из труда родятся герои,
  • Так как только из труда гений возникает.

Рыльский опоэтизировал труд чабанов и свинопасов, народных селекционеров и трактористов, ученых и поэтов, артистов и народных кобзарей, создал много замечательных лирических портретов людей нашего времени. Примером могут быть стихи «Тодось», «Новые люди», циклы «Путешествие в Закарпатье», «Щедрость». Великий поэт был влюблен в красоту природы, имел наблюдательное зрение художника и ум ученого, который думает о сохранении и преумножении красоты и богатства родной земли. Пейзажные рисунки Рыльского часто «оживлены», персонифицированы. Природа будто «собеседник» поэта, перед которым он выражал свою радость и свою грусть. Тонкое многогранное ощущение природы, которое, например, нашло свое могущественное проявление в стихотворении «Тоска по молодости», свидетельствует о великом сердце поэта, красоте и неповторимости его эмоций:

  • ...Жаль рассветов тех, которые лишь раз пылали,
  • Тех неповторимых гроз, которые в вечность отсверкали,
  • И трепетов в сердце и на устах,
  • И первой весны, которая исчезла, будто птица...
  • Жаль просветов между туч, голубых и легких,
  • И полета ласточки, которая над землей мчится,
  • Грозу предвещая, как синяя молния,
  • И рощи мглистой, что будто отяжелела
  • От счастья, от росы, от тоски и соловьев.

Максим Рыльский умел опоэтизировать обыденное, будничное, увидеть в нем красоту социалистической жизни. Так, величие советской Родины раскрывают детали, которые возвышены талантом поэта к уровню символов: «удар молотка и руль тракториста неутомимый, и скалы разбитые, и покорная река, комбайны и домны» («Моя Родина»). Во многих своих произведениях поэт достиг гармоничного единства содержания и формы. Его мастерство, как и каждого выдающегося писателя, - это не сумма готовых художественных приемов, а высокий уровень идейно-художественного изображения действительности. Рыльский умеет поднять важнейшие идеи времени по-своему, воплотить их в оригинальные образы яркими художественными средствами. Максим Рыльский имел свои любимые темы, разработке которых он уделял больше всего внимания.  Чтобы раскрыть любимые темы, поэт ищет и находит интересные факты прошлого и настоящего, своим талантом возвышает их к уровню символов - образов великой обобщающей силы. Поэт создает лирические портреты рядовых людей нашей страны, которые своей работой приближают «сияние такого дня, которому душу я готов отдать» («Записная книжка»). Утро и день, весна и лето, теплые дни собирания винограда - это символы великих этапов в жизни нашей страны.

Своим творчеством М. Рыльский доказал неувядаемость и красоту такой формы стиха, как сонет. Эта строгая форма, которая не терпит слова лишнего, служит у Рыльского, в частности, для создания лирических портретов выдающихся деятелей культуры («Франко», «Два сонета о Горьком»), для раздумий об искусстве («Сикстинская мадонна», «Афродита Милосская»), для выражения важных политических мыслей («Неугасаемая звезда», «Весна человечества»). Поэзия Максима Рыльского чрезвычайно богата жанрами. В лирике - гражданские (политические) стихи, стихи-портреты, стихи-размышления, песни, пейзажные рисунки. Поэмы его всегда имеют лиро-эпический характер. Написанная во времена тяжелых испытаний народа, поэма «Жажда» своим разнообразием размеров и стилевых переходов напоминает поэму Тараса Шевченко «Гайдамака».

В украинской литературе М. Рыльский занимает выдающееся место как мастер языка. Он прекрасно владел живым языком народа, создавал на его основе новые лексические формы. Примером могут быть вышеперечисленные сложные эпитеты, а также новообразованные глаголы, существительные и т.д. Так, о дружеской встрече композиторов Лысенко и Чайковского в Киеве поэт говорит: «Высокий дух их благородил» («Над Днепром» ), а творческую работу советских людей поэт характеризует неологизмом: «Человек превращает в сад пустыни...» («Весенние воды»). Национальная своеобразность поэзии Рыльского в богатом красочном языке, в широком использовании образов и художественных средств фольклора и развитии лучших традиций писателей-классиков, в создании национального характера украинца советской эпохи. Целесообразно на уроках, посвященных изучению стиля писателя, проводить сопоставление близких по идейно-тематическому содержанию произведений различных авторов. Это будет приучать учеников видеть не только то, что сближает, но и то, что отличает стили поэтов.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать