x x
menu

Основной конфликт в романах Фадеева

В литературу Фадеев пришел не случайно. Он был  человеком одаренным. И заявило о себе его дарование в  первой же повести «Разлив». Хотя через десять лет, вспоминая о своих первых шагах в литературе, Фадеев дал  «Разливу» беспощадно суровую оценку: «Несерьезное и  неряшливое произведение... Материал повести остался  сырым и необработанным...»  Повесть и в самом деле мастерством исполнения не  отличалась. Но больше всего удручало ее автора то, что  собственные его впечатления и эмоции вышли из-под  контроля разума, не подчинились строгому идейному замыслу.  В этом же году выходит еще одно произведение о  гражданской войне - рассказ «Против течения». Сюжет  построен на конфликте между массой и способными противостоять ей большевистскими руководителями, между  «выросшей в черноземных падях партизанской стихией и  выплавленной в жарких вагранках, окрепшей на железнодорожных путях разумной классовой волей».

 Широкую известность Фадееву принес роман «Разгром» (1927) о партизанской войне на Дальнем Востоке ( «Разгром»).  В 1926 году писатель был откомандирован с партийной  работы на литературную и переехал в Москву. В 1926-1932  гг. был одним из руководителей РАПП; с 1934 года - зам.  председателя Союза писателей, член правления и президиума СП СССР; в 1939-1944 годах - секретарь СП; в  1946-1954 - генеральный секретарь и председатель правления СП СССР; в 1954-1956 - секретарь правления. Был  редактором ряда газет и журналов. 

Гражданской войне был посвящен еще один роман  Фадеева - «Последний из удэге» (1929-40). Из 6 задуманных частей романа писатель успел завершить 4. Три года  Фадеев писал свою эпопею и двадцать раз перекраивал,  переписывал, так и не доведя эту работу до конца.  В годы Великой Отечественной войны Фадеев пишет  ряд очерков, статей о героической борьбе советского народа, создает книгу «Ленинград в дни блокады» (1944) и  «Молодую гвардию» (1945).  В августе 1943 года писателю предложили написать  книгу о краснодонском молодежном подполье, материалы  о котором были только что доставлены в Москву специальной комиссией. После знакомства с этими документами  потрясенный писатель в течение месяца находился в Краснодоне, беседуя с участниками и очевидцами событий.  Писать роман помогало Фадееву то, что в деятельности  молодогвардейцев было очень много общего с его собственной подпольной деятельностью в 1918-1919 годах.

При  всем богатстве предоставленного Фадееву материала в нем  было много белых пятен. Используя право писателя на  художественный вымысел, автор нашел не просто правдоподобные, а глубоко правдивые, подсказанные всем опытом первых лет войны ответы на вопросы, которые оставались для него открытыми.  До печатного варианта «Молодой гвардии» все это  либо не дошло вовсе, либо дошло в сильно смягченном и  отретушированном виде.

Но и того, что прорвалось в  роман, оказалось достаточно, чтобы через два года после  выхода его в свет партийная печать подвергла его разгромной критике.  Успех романа был несомненным. Образ поколения  молодогвардейцев - светлых, чистых, жадных к знаниям,  беззаветно преданных родине - 'полюбился читателям. В  известной фадеевской характеристике этого поколения  («... самые, казалось бы, несоединимые черты - мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм...»)  нет ни одной фальшивой ноты. И главное достоинство  романа состояло в том, что он открыл это уникальное  поколение и для современников, и для будущего читателя.  После критики Фадееву было рекомендовано переработать роман.

Переработка «Молодой гвардии» - это целая  трагическая эпопея, которая длилась с перерывами три  года. В итоге этого Фадеев в известной степени восстановил  историческую справедливость: ввел в действие партийное  подполье, которое, как выяснилось, действительно существовало в Краснодоне и блестяще выполнило свою главную задачу - не позволило оккупантам восстановить  шахты.

Но одновременно убрал из романа остатки горькой правды о войне: исключил сцены паники, снял критику  руководителей, утративших связь с народом, возмущение  простого люда некоторыми действиями властей, раздумья  о ничем не оправданных потерях.  В новой редакции многое потерялось и в самом главном - в образе молодогвардейского поколения. Он потускнел, утратил немалую долю своего романтического обаяния. Недаром еще в ходе переделки романа Фадеев писал  в одном из писем: «Я все еще перерабатываю молодую  гвардию в старую». 

Последний роман Фадеева «Черная металлургия», посвященный современности, остался незавершенным. Этот  роман был последней надеждой Фадеева реабилитировать  себя хотя бы в собственных, а по возможности и в читательских глазах. Когда рухнула и эта надежда, прозвучал  выстрел в подмосковном поселке Переделкино, на втором  этаже одной из писательских дач.  Писательская судьба Фадеева трагична. Художественное наследие исчерпывается двумя законченными романами. Но оба они оставили в истории литературы заметный  след.

И «Разгром», и «Молодая гвардия» (в первой ее  редакции) сохранили для читателя такие черты своего  времени, такие штрихи событий и человеческих характеров, каких нет в произведениях других, быть может и более  талантливых авторов. 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать