Оскар Уайльд – поэт, драматург и прозаик

Оскар Уайльд - поэт, драматург и прозаик, который наиболее полно воплотил в своем творчестве художественные принципы английского эстетизма. Родился О. Уайльд в Дублине в 1854 году. Культ красоты, который властвовал в родительском доме, во многом определил его личные взгляды на природу искусства. О. Уайльд получил классическое гуманитарное образование - он учился в Тринити-Колледже (Дублин) и в Колледже св. Магдалины (Оксфорд). После окончания университета будущий писатель поселился в Лондоне. На формирование эстетичных взглядов О. Уайльда в значительной мере повлияли его университетские преподаватели - выдающиеся фигуры в английской культуре: Джон Рескин, замечательный лектор, который излагал курс истории искусства, и Уолтер Пейтер, автор многих исследований по античному искусству и философии.

Особое влияние на современников имели его работы об искусстве Возрождения, которые О. Уайльд назвал «святым писанием красоты». Итогом исследований Пейтера стало положение о том, что искусство вдохновляется самим искусством и что существует оно лишь для себя, ему не нужны другие обоснования. Это определило развитие целого направления в искусстве конца XIX столетие - так называемого «прерафаэлитизма». Прерафаэлиты показывали себя преимущественно в живописи и декоративном искусстве, опираясь в своем творчестве на концепцию, согласмно которой современная жизнь является несовершенной и далекой от идеала, а высшие жизненные ценности человечества остались далеко позади - в средневековье.

Истоки своего искусства прерафаэлиты видели в живописи раннего Возрождения, в традициях готики. Произведениям прерафаэлитов была присуща яркость красок, выписывание самых мелких деталей, строгость стиля, мистические переживания. Сюжетами картин служили эпизоды из Библии, из греческой мифологии или истории. Впрочем, отдавая должное творческим поискам представителей этого направления, молодой О. Уайльд пошел собственным путем.

Он присоединился к только что образованному эстетскому движению и стал если не его главой, то саамы  ярым проповедником идей эстетизма. Английский эстетизм 80- 90-х годов XIX столетия во многом питался идеями, которые возникали в творчестве английских романтиков и прерафаэлитов. Вместе с тем, эстетское движение, к которому приобщился О. Уайльд, развивалось в сложном взаимодействии с новейшими течениями в европейском искусстве - символизмом, импрессионизмом и неоромантизмом. Основное требование, которое О. Уайльд и его последователи выдвигали к искусству,- не копировать природу, а воссоздавать ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отображает действительность, а жизнь подражает искусству,- считал писатель.

Искусство призвано создать новый мир, который является мечтанием, сказкой, неправдой - и при этом оно ничего не выражает, кроме самого себя. Неправда, по О. Уайльду,- форма проявления красоты, а потому она важнее голого практицизма повседневности. В начале 80-х годов он издал свою первую книгу стихов (1881). В том же году писатель, уже широко известный непривычностью своих суждений и неординарным поведением, отправился на «завоевание Америки» - за океаном он читал «эстетские» лекции, проповедовал идеи «нового возрождения в английском искусстве».

После поездки в Америку Уайльд некоторое время жил в Париже, а потом вернулся в Лондон. С 1882 до 1888 годы он занимался преимущественно журналистской деятельностью, писал литературные обзоры и рецензии. В 1888 году увидел мир сборник «Счастливый принц» и другие сказки, а в 1891 году О. Уайльд издал рассказы, созданные во второй половине 80-х годов, объединив их в сборнике «Преступление лорда Артура Севиля и другие рассказы».

 В этом же году появился роман «Портрет Дориана Грея», книга критических очерков «Замыслы», сборник волшебных сказок «Гранатовый домик». В 1894 году вышла из печати книга стихов «Сфинкс». Затем О. Уайльд обращается к драматургии и создает целый ряд пьес - от стилизованной, написанной на французском «Соломеи» (1891) к бытовым комедиям «Веер леди Уиндермир (1892), «Женщина, не стоит внимания» (1893), «Идеальный мужчина» (1894) и «Как важно быть серьезным» (1895). О пьесах Уайльда с восхищением отзывается Б. Шоу, они становятся модными, а сам автор приобретает не только литературный успех, но и репутацию непревзойденного собеседника, мастера парадоксов. Умер писатель в 1900 году, окончательно забытый читателями и критикой.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент