x x
menu

Опыт использования свадебной символики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании школьников

Система воспитания, сформировавшаяся в рамках национальных традиций, в значительной степени определяет духовно-нравственный облик народа и его менталитет — образ морали и нравственного поведения. Академик Лихачев писал: « Мы не выживем физически, если погибнем духовно», «…нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую».

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. В наши дни, когда мы все чаще можем встретить безнравственность, жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания, становится все более и более актуальной. Педагог, имеющий прямое влияние на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме особое внимание. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие гармонично развитой и цельной личности ребенка, который помогает сформировать у учащихся чувство патриотизма, трепетное отношение к Родине, к обществу, к коллективу, к людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Социально необходимые требования общества педагог должен превращать во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Моральные принципы подразумевают в поведении людей, такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Непосредственное влияние на формирование и становление нравственных ценностей школьника лежит на учителе. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира — это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя — своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, через занятия музыкально-поэтическим и художественным творчеством происходит духовное развитие ребенка, приобщение его к высоким идеалам, к самообразованию, к радости достижения целей и в воспитании его эмоционально-волевой сферы.

Нравственное воспитание является основой всех основ; в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, зависит, как он будет строить свои отношения с окружающими в дальнейшем, насколько он будет успешен в будущей жизни. В нравственном воспитании детей-подростков важно не только сформировать моральное сознание и нравственные чувства, но самое главное, заинтересовать ребенка и ввести его в увлекательный мир народного художественного творчества, национальный мир русской культуры. Нравственно-эстетическая направленность этих занятий по народному художественному творчеству даст возможность школьнику принять участие в различных видах деятельности; развить творческие способности, сформировать моральные принципы и нравственно-эстетические качества.

Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую, гармоничную личность, создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Знакомство с народными праздниками, обрядами, ритуалами, сказками, песнями, играми дают представления ребенку о добре и зле, о моральных нормах, подводят ребенка к нравственным оценкам поступков, событий, явлений. В педагогической деятельности, при организации факультативных занятий хорошо сосредоточить внимание на свадебном обряде и символике северорусской свадьбы, яркой, образной, разнообразной.

Свадьба является одной из самых важных обрядовых форм в жизни человека. Во все времена она была и остается кульминацией жизненного пути каждого человека. Велика роль свадебной обрядности в нравственном и психологическом состоянии общества любых формаций. В современном мире сохранилось отношение к свадебному обряду как к важному событию в жизни человека. Несомненно, изменились формы проведения, использование кодов и символов традиционной свадьбы, но психологическая составляющая сохранилась и в наши дни. Многое сохраняется как внешняя атрибутика современного свадебного обряда, но сила воздействия самого факта исполнения этого обряда велика. Для детей-подростков, у которых в этом возрасте только начинают закладываться основные нравственные ориентиры, знакомство с основной символикой традиционной свадьбы, несет большую нравственно-воспитательную и эмоциональную нагрузку. Исследователи современной семьи отмечают низкий уровень информированности молодежи о проблемах семьи и семейных отношений, слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни. (Морозова Е. А., Сорокина Т. Ю. из мат. Покровских чтений 2009 г).

Символическая значимость становится определяющей характеристикой традиционных поэтических формул, напевов, элементов одежды. Все это восходит к закономерностям традиционной системы мышления, завораживает, вовлекает в игру. Организация фольклорных мероприятий, проведение занятий по изучению традиций и старинных обрядов способствует формированию духовных ценностных ориентиров и морально-нравственных качеств подрастающего поколения. В современной системе образования необходимо уделять особо важное внимание воспитанию духовных и семейных ценностей, формированию нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения, поскольку институт традиционной семьи претерпевает трансформацию, и современная семья находится в глубоком кризисе.

Может возникнуть вопрос, не рано ли говорить о свадебной обрядности с учащимися средней школы? Учитывая собственный педагогический опыт, а также наблюдения психологов, отмечающих более раннее развитие современных детей, в том числе, не без участия влияния СМИ, считаем, что уже в детском возрасте должны закладываться нравственные представления о семейных ценностях, об ответственности перед самым важным шагом в жизни каждого человека. Традиционно эти представления формировались с детства. Принимая непосредственное участие в проведение различных обрядов, в том числе и свадебного, ребенок впитывал в себя морально-этические ценности, овладевал нравственной нормой поведения.

Русская свадьба как минувших веков, так и в нынешнем ее состоянии, является комплексной формой культуры, в ней исторически подвижно соотнесены между собой три различные составляющие: народные обычаи, церковные обряды и гражданские акты. Это свадебная обрядовая культура русского народа. Она всецело пронизана художественным началом и с исключительным своеобразием запечатлена в текстах свадебного фольклора. Свадьба со всем неисчерпаемым изобилием текстов фольклора, относящихся к ней, прежде всего обряд сотворения и скрепления брака, обряд перехода и воспевания величия рода, утверждения в чреде поколений фундаментальной ценности родовых и семейных уз. О русской свадьбе, свадебных действах, обрядах, об их художественном драматургическом совершенстве написано немало. В традиционной свадьбе нашего современника поражает все: глубина символического иносказания, красота плачей, песен, танцев, постоянное варьирование текстов, естественность их разыгрывания. Свадьба, вплоть до нашего времени сохранила во многих местностях характерную символику, обрядовую и игровую сущность старинного свадебного обряда. А. С.Каргин пишет, что

« …каждое обращение к богатствам русской свадьбы — это пробуждение интереса общественности и специалистов к традициям своей культуры, напоминание о необходимости бережливого отношения к ним, их познание и возвращение в культуру современной России».

Писатель Д. М. Балашов также отмечал, что сопровождающие русскую свадьбу обряды «являются могущественным средством национального воспитания сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен, а следовательно, он объединяет всех живущих членов народа друг с другом), а также средством связи живущих с предками (обряд совершается так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединяет народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую вглубь времен».

Воспитание культурной личности начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал:

«Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

Русский народный свадебный обряд (и народный костюм), безусловно, всегда являлся важным средством воспитания семейных традиций и духовных ценностей русского народа. В далёкие времена костюм был одним из элементов народного воспитания. В народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота. Изучение символики русского праздничного костюма помогает углубить знания о старинных традициях и обрядовых особенностях русской свадьбы. Его изучение имеет глубокий морально-нравственный, патриотический смысл, помогает осуществить преемственность и передачу социального опыта последующим поколениям.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать