Определение жанра произведения Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить «биографию души» Печорина в строгие жанровые рамки. Это давало автору большую свободу в развитии сюжета, разрешало вольную манеру изложения. Едва ли можно подозревать, что особенности построения лермонтовского романа были подсказаны преднамеренными «приемами» и «способами», «игрой с формой». Перестановка событий, нарушение их хронологии не вызваны какими-либо соображениями по поводу особых «приемов сюжетосложения». Автору нужна была не хронология, а «диалектика души». На первом плане психологическая задача, которой подчинено все остальное.

При чтении романа Лермонтова создается впечатление, что он вылился непосредственно из взволнованной груди в едином порыве вдохновенья. Это - тот случай, когда форму произведения менее всего можно сводить к сумме приемов, к голой технике. Белинский, как бы предвидя суждения некоторых современных исследователей и полемизируя с ними, писал о «Герое нашего времени»: «Содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайностей, а в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красот, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом, - в творческой концепции.. . Он не обдумывает, не расчисляет, не теряется в соображениях: все выходит у него само собою, и выходит так, как должно... Этого нельзя сделать, сперва придумавши отвлеченное содержание, то есть какую-нибудь завязку и развязку, а потом уже придумавши лица и волею ж неволею заставивши их играть сообразные с сочиненною целью роли».

Форма романа Лермонтова родилась вместе с идеей, как п стиль, и манера повествования, и «естественность рассказа, так свободно развивающегося, без всяких натяжек, так плавно текущего собственною силою, без помощи автора... Автор не погоняет обстоятельств, как лошадей, а дает им самим развиваться».

«Герой нашего времени» в толковании Белинского - не ,«сборник» или «сцепление» повестей, куда «вмонтирована» «авантюрная новелла» («Тамань»), Это все критик относил к «внешней форме» - перед нами роман, «в котором один герой и одна основная идея». Во внешней фрагментарности Белинский видел внутреннюю строгую завершенность, монолитность, «законченность, полноту и замкнутость целого».

Лермонтов в «Герое нашего времени» создал не «гибридный жанр» «путевого очерка

с вставной драматической новеллой», а классический образец лирического, психологического романа. Исходной точкой автору служило его убеждение в том, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдении ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Жанровые границы всегда условны, особенно в эпоху романтизма. Нет в это время жанров в абсолютно чистом виде: Здесь неизбежны переходы, стыки, моменты взаимопроникновения, взаимного обогащения. Это, однако, не исключает возможности определить жанр произведения, исходя из преобладающего значения в нем того или иного начала. Специфика содержания имеет огромное значение в искусстве применительно к его родам и жанрам. Родовые, жанровые границы выразительных возможностей условны. Но тем не менее эти границы существуют.

 «Герой нашего времени» - роман лирический не только потому, что в нем один герой, что содержание его составляет «внутренний человек», но и потому, что в повествовании преобладает личное начало. За каждой строкой ощущается присутствие автора. Роман Лермонтова с самого появления его в печати вызвал ожесточенную полемику.

 



Портретная характеристика персонажей