Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Борьба добра и зла - центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень тесно связаны с днями тогдашней Москвы. Проявления сил зла в романе очень похожи. Воланд появляется в «дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях». Даже лицо у него было очень странное: «Правый глаз черный, левый зеленый. Брови черные, но одна выше другой». В образе Понтия Пилата воплощена внутренняя борьба человека. В нем сталкиваются сила воли и власть обстоятельств. Но он не может переступить через последнее. Пилат хочет отпустить Иешуа, но не может сделать этого, так как он - прокуратор Иудеи. Но автор не хочет завершить роман победой зла над добром, так как убежден, что так не должно быть. И тогда Пилат приказывает тайно убить предателя Иешуа - Иуду. Так он совершает правосудие. И этим показывает, что имеет в сердце что-то хорошо.

Еще один герой - Воланд. Это дьявол. Его тяжело охарактеризовать. Лучше всего суть образа Воланда раскрывает эпиграф, который Булгаков взял из «Фауста» Гете: «...Так кто ж ты наконец? - Я - часть тот силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд никогда не издевался над людьми, которые не сделали ничего плохого. Никанор Иванович Босой - «председатель жилищного товарищества дома № 302» - был взяточником. Варенуха, Лиходеев, члены правительства и обыватели получили удары от Воланда. Когда он сделал Маргариту ведьмой, она на метле полетела над Москвой.

Увидев дом «Драмлита», она вошла туда и на табличке прочитала фамилию Латунского. Этот критик когда-то не разрешил печатать роман Мастера. Маргарита решила отомстить за это. Она влетела к нему в квартиру и все там разгромила. Начала бить окна в доме и остановилась лишь тогда, когда увидела в окне мальчика, который испуганно прислушался к шуму. Маргарита успокоила ребенка.

На балл к сатане приходили лишь умершие люди, которые когда-то совершили какое-либо преступление. Воланд не разрешил Абадонне снять очки перед Маргаритой. Иначе она погибла б. Воланд даже вознаградил ее за то, что она была королевой на его балле. Он возвратил ей Мастера, а Мастеру возвратил рукописи, которые тот когда-то сжег. Он говорит фразу, которая потом станет крылатой: «Рукописи не горят!» Так Воланд делает для них добро.

Образ Иисуса Христа в романе будто воплощает Мастер. Он тоже был несправедливо наказан. Но не смертной карой, а психиатрической больницей.

В конце романа к Воланду приходит «сборщик податей» Левий Матвей. Тот говорит, что «он» прочитал роман Мастера и просит, чтобы Воланд забрал к себе Мастера и наградил его покоем. А вместе с ним и Маргариту. Левий Матвей не говорит, кто это «он», но я уверена, что это - Христос. Итак, силы добра и зла связаны между собой. Они и до сих пор спорят, и неизвестно, кто из них, в конце концов, одержит победу. Но мне очень хотелось бы, чтобы это было добро.

Михаил Булгаков своим романом "Мастер и Маргарита" дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же роль играет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано что он - враг человека. Но как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргарите или головы конферансье театра "Варьете"? В чем же тогда тайна булгаковского дьявола, да и дьявол ли он как таковой?

Первым человеком, который появился во время "небывало знойного мероприятия" на Патриарших прудах во время разговора Михаила Александровича Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным, был англичанин или немец, одним словом - иностранец, сам сатана. "Вам отрежут голову! - Радостно объявил он главе управдома МАССОЛИТа ... Так и случилось: через несколько часов Берлиоз оказался под трамваем. Критики считают, что потерпевший поплатился за свое неверие, и что его осудил никто иной, как таинственный консультант.

Возникает много вопросов. Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога? Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии. "Не композитор", - отмечает Иванушка в своей пояснительной записке. И, похоже, автор имел в виду именно композитора, автора драматической легенды "осуждение Фауста" и трилогии "Детство Христа". Вспомним эпиграф, взятый Булгаковым: "... и кто же ты, в конце, такой? Я - часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гете, "Фауст"). Бесконечна цепь ассоциаций, которые не всегда могут быть объяснены и прослежены, но реально существуют.

Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имел свою собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами. ...

Среди многочисленных арабских племен был широко распространен праздник жертвоприношения, праздник Азазело. Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазело - безжалостного ангела смерти, который, по верованию арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетел к человеку, чтобы забрать с собой его душу. Лицо его было бледным и холодным, а глаза - пустыми и черными ... Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-й главы романа. Возвратимся к одному из самых таинственных персонажей произведения, не совсем кота Бегемота лучшего шута в мире. У древних египтян бегемот был воплощением зла, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут - Фагот, неповторимый дубина-регент с дребезжащим голосом, в клетчатом костюме и треснутым пенсне. А именно слово fagotin в переводе из французского означает "шут".

Было бы интересно обратиться к еще одному персонажу - Абадонна. По верованию тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известен тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз. Он появлялся к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом. В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивает его. "Дьяволиада, дьявольские ловушки", - шепчу я. Но насколько страшны эти незваные гости?

Возникает вопрос: почему одних Воланд ласкает, а других жестоко наказывает? Не стал ли он необоснованно милосердным к Маргарите или конферансье театра "Варьете"? Нет, сатана не дарит милость. Маргарита отдала ему свою душу, стал ведьмой, а бедный, бедный конферансье ... Он молил о пощаде. Напрашивается сравнение с вождем всех народов Сталин. Может, в бесконечно многогранном сатане содержались частички властителей или это он властвовал в их сердцах. Тысячи вопросов и ни одного ответа.

Обратимся еще к одной главе романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста и, что самое страшное, экспериментатора.

А эксперимент проводится над людьми ...Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без головы. Приходишь в удивление, как мастерских, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт. Часть вторая: женский магазин и изобличение Аркадия Аполоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, больше похожее на насмешку. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, чтобы что-то изменить. Он не хотел раскрывать людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решать должны сами москвичи.

Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышала фразу, сказанную сатаной человеку: "Я только расставляю декорации, и за бечевки теребишь ты сам". Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только одним способом: отдать душу сатане или Богу. Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак - как вышло с Семляровым. Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, в которые не могли не попасть эгоистичные москвичи. Поэтому мы пришли к тому, с чего начинали: "Будьте трезвы! Ваш враг - дьявол - ходит, рычащий, как лев, который ищет, кого сожрать".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент