Предлагаю осуществить мысленную экскурсию в мастерскую художника Репина и ознакомиться с историей создания картины. Над картиной Репин работал около 13 лет. Существует два варианта произведения. Первый, что был написан в 1891 году, и сейчас сохраняется в Государственном Русском музее, второй - немного не завершенный (датируется 1893 годом), ныне находится в Харьковском художественном музее. Известные прототипы отдельных персонажей картины: для писаря позировал историк Яворницкий, для образа легендарного атамана Сирка - генерал Драгомиров. Для казака, который выпускает дым из ноздрей, - художник Кузнецов, для толстого казака, который хохочет, - профессор Петербургской консерватории Рубец, для казака в шапке - коллекционер Тарновский. А также помогли эскизы портретов казаков, которые художник сделал, путешествуя Украиной.

А сейчас снова возвратимся к нашей азбуке живописи. Первый замысел картины возник летом 1878 года. Летом в Абрамциве в Репина гостил его товарищ по Академии художеств М.В. Прахов. Он обратил внимание Репина на письмо запорожцев, адресованное турецкому султану, как на замечательный сюжет для новой картины. Репин уже давно виднелся написать большую историческую эпопею, главным героем которой было бы запорожское казачество.

На первом эскизе картины Репин сделала надпись "Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV. Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг. Сама же картина связана с именем атамана Ивана Сирка, т.е. действие ее относится к концу 17 столетия. По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. Это был типичный запорожец, мужественный, упорный, имел прекрасное чувство юмора. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю. 8 лет Сирко был кошевым атаманом войска запорожского, хотя по обыкновению казаки избирали себе предводителя не больше как на год. Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска. Зимой 1675 года запорожцы разгромили турецко-татарське войско, которое ночью ворвалось на территории Сечи с намерением уничтожить ее дотла. В следующем году казаки под руководством атамана Сирка осуществили сокрушительное нападение на Крым, откуда они вывели из плена свыше 7 тысяч человек. Это так разозлило турецкого султана, что он пришел к окончательному решению покончить с запорожцами и предварительно прислал им письму, в котором приказывал казакам сдаться добровольно без сопротивления.

Вот мы и прочитали картину Репина. Все стало на свои места: название картины, ее композиция и колорит. Когда в 1891 году картина экспонировалась на юбилейной выставке Ильи Репина, газеты писали: "Вглядитесь внимательнее и поймите, что перед вами не эскиз комедии, а исторический момент. Это право смеха над грозным и могущественным султаном куплено кровью, героической смертью запорожцев. Нужна большая отвага души, большое и смелое сердце, лишь бы так искренне смеяться в такую минуту".

Сам художник возмутительно заметил, что "Запорожцы" - это не гуляки, а герои, защитники родной земли и свободы. В этом видении прошлого - его героическое событие, которое сливается с образом свободного и непокоренного народа".

А теперь сравните: Репин писал картину вдоль 11 лет, Гоголь работал над повестью "Тарас Бульба" - 9 лет. О чем это говорит? В чем созвучность продолжительной работы над произведениями художника и писателя? Это говорит о том, что оба художники придавали большое значение своим произведениям. И писатель. Гоголь, и художник Репин изобразили в них свой народ, которым гордились и захватывались, видели с запорожцах мужественных и веселых людей, своих пращуров и единомышленников.

Эпиграфы: "Наша Запорожье захватывает свободой, .подъемом рыцарского духа".
И.Ю. Репин,
"Казачество - широкий размах русской природы. Это чрезвычайное явление могущественной силы: его вытолкало из народной груди костер страданий"
М.В. Гоголь
"Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают те гордые и крепкие, будто левы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!"
М.В. Гоголь

Илья Ефимович Репин прожил длинную, пронизанное творческим горением жизнь. Родился будущий художник в городе Чугуеве Харьковской губернии в 1844 году. Родители Репина занимались перепродажей коней. К ним часто приезжали крестьяне с окружающих сел, и тогда двор будто превращалось в ярмарку, в гуле которого преобладал мелодичный украинский язык.

Любимыми местами детских забав Репина и его ровесников стал лис, который раскинулся на склонах Донца. Еще из детских лет Репин познакомился с бытом Украины, ее песней, искусством. Рисовать начал очень рано. Сначала он расписывал сундуку и писанки.
В 1863 году, получив деньги за выполнение большого заказа, Репин едет к Петербургу, чтобы учиться в Академии художеств. Тяжело было юноше без материальной поддержки, да и здесь будущий художник встретил украинцев М.И. Мурашка, П.Д. Мартыновича, которые длительное время его поддерживали.

В 1881 году петербургский комитет письменности начал иллюстрирование некоторых произведений М.В. Гоголя. Репин выполнил четыре рисунка для рассказа "Сорочинський ярмарка". С 1873 по 1876 год Репин живет во Франции. В заграничное путешествие Репин взял с собой произведения любимого писателя Гоголя и перечитал их с большим удовлетворением.

В произведениях Гоголя на украинскую тематику Репин находил близкие его сердцу картины. Это влияние Репин ощущал на себе вдоль всей жизни. Так, например, рассказывая в письме к В.В. Стасова в 1874 году о картине чешского художника Ярослава Чермака "Раненный черногорец", он, захваченный романтической насыщенностью произведения, пишет: "Это Тарас Бульба Гоголя!". Появление картины "Запорожцы", над которой Репин работал вдоль 13 лет, имеет закономерные причины.

Одним из последних произведений на украинскую тематику картина "Гопак". Репин мечтал после завершения привезти эту картину на родину. Незадолго до смерти Репин получил от земляков приглашения приехать на Украину. И тяжелая болезнь забрала жизнь великого русского художника. Репин умер 30 сентября 1930 года и был похоронен в своем саду под горой, которая еще за жизнь была названа им Чугуивскою.

На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. Так, художник изображает лишь один миг, но какой?! Художник подмечает события жизни, наблюдает долго, терпеливо, и, враз - наступает выдающийся миг, когда художник говорит:'"Мгновение, остановись!" Это дает возможность зрителю додумать события, которые были раньше, и те, которые еще состоятся. Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. У художника также своя азбука, свои "слоги", из которых совершается картина. Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника.

Посмотрите на репродукцию картины "Запорожцы". На каких персонажей мы сразу обращаем внимание? На писаря, который сидит за столом, на казака с ироническим взглядом, на казака в белой шляпе и красном жупане. Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане. Выразительно изображенные на картине казак в красном жупане и белой шапке, который хохочет; казак в красной шапке, который смеется и, в порыве смеха, опустил кулак на голую спину соседа; старый казак с трубкой. Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его. Это - атаман Иван Сирко. Его взгляд самоуверенный, ироническая улыбка на лице. Глаза горят огнем мести врагам.

Тараса Бульба сразу же можно узнать. Это - казак в красном жупане. Он уже немолодой, статный и искренне рад острому слову товарищей. Его смех - смех гордого, видавшего виды казака, который защищает Сечь от врагов. Андреем художник назвал красивого молодого казака, который стоит за спиной старика казака с трубкой. Андрей смущенно улыбается, он поражен веселой грубостью товарищей. Остап - неподалеку от него. Он сдержанный в проявлении своих чувств и этим напоминает гоголевского героя.

Конечно, "Запорожцы" не является иллюстрацией к повести "Тарас Бульба". Картина создана на основе серьезного изучения документов и рисунков украинской истории. Но связь между "Запорожцами" и повестью Гоголя дает основание утверждать, что возникновение замысла произведения, посвященного запорожскому казачеству, относится к временам обучения Репина в Академии художеств, где часто бывал Гоголь.

Копья за спинами запорожцев, дым костра на заднем плане, который создает впечатление, будто вся Сечь собралась позади группы казаков и писаря. Смех Козаков гордый и откровенный. Это смех смелых и свободных людей, которые не дают врагам ступить на их землю. Запорожцы, как и рыцари, были охранниками веры. Они были защитниками православия, стояли за Веру Христовую.