x x
menu

Оксана Сенатович «Малый Воз». Короткий рассказ о писательнице

Цель:           коротко рассказать о писательнице, вспомнить сведения о литературной сказке, из истории Украины об И. Сирко, запорожских казаках; научить учеников выразительно и вдумчиво читать произведения, пересказывать; вырабатывать у школьников умения и навыки находить в тексте художественные средства, комментировать их роль.

Оборудование: портрет писательницы, текст сказки «Малый Воз», учебник из истории Украины, репродукции картин И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Кошевой атаман», репродукция народной картины «Казак Мамай», фрагмент картины С. Васильковского «Казаки в степи».

Тип урока: урок-исследование

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дети, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с литературными сказками. ВСпомните, какое произведение называется сказкой?

Ученик. Сказка - это небольшой рассказ о выдуманных, часто фантастических событиях. Сказки бывают народные и литературные.

Учитель. Назовите разновидности сказок.

Ученик. Есть сказки о зверях, приключенческие, фантастические.

Учитель. Вспомните, из каких частей состоят сказки?

Ученик. Народные сказки обязательно имеют зачин, концовку; для них характерен национальный колорит.

Учитель. Объясните разницу между народными и литературными сказками.

Ученик. Литературные сказки отличаются от народных тем, что в них есть автор-писатель. Именно авторское воображение, его понимание добра и зла создают особый вид литературных сказок. Литературная сказка выражает, в первую очередь, взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу.

Учитель. На предыдущем уроке мы обработали сказку И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы». Вспомните, кого называли казаками-запорожцами.

Ученик. Запорожцы - это казаки, которые жили в Запорожской Сечи. Они защищали наши земли от нападений турецких и татарских орд.

II. Объявление темы и цели урока. Объяснение нового материала.

Учитель. Во время урока нам нужно выполнить следующие задачи:

1)   ознакомиться с жизненным и творческим путем писательницы О. П. Сенатович;

2) научиться выразительно и вдумчиво читать сказку;

3)   уметь интересно рассказывать о герое сказки Диме и его фантастическом приключении;

4) научиться комментировать роль художественных средств в произведении;

5)   научиться воссоздавать в воображении картины волшебного сна мальчика;

6)   развивать свое творческое воображение.

Учитель. Убеждена, что с поставленными задачами легко справимся. А сейчас посмотрите на портрет писательницы. Проникновенный и откровенный взгляд глаз, направленный вдаль, прямой нос, крепко сжатые уста. Лицо округлое, волевое. Прическа короткая, чрезвычайно скромная. Перед вами - портрет малоизвестной писательницы Оксаны Сенатович, которая очень много писала для детей и о детях.

Кстати, сегодня Оксана Павловна присутствует у нас на уроке. Она коротко расскажет вам о себе.

Ученица (в роли писательницы). Приехала я к вам из знаменитого города Львова, а родилась на Тернопольщине, в городке Бережаны. Возможно, вы слышали о знаменитейшей Бережанской гимназии. Мои родители были учителями. Целыми днями они хлопотали школьными делами, поэтому, сызмала приучали меня к самостоятельности. Больше всего меня привлекала тайна обучения. Иногда родители разрешали мне побывать на уроках, конечно, при условии, что буду сидеть тихо. В первый класс пошла в с. Литвиново, а среднюю школу закончила в с. Завалы.

После окончания школы продолжила обучение в Львовском политехническом институте. Некоторое время работала инженером. Со временем поняла: настоящее мое призвание - литература. Еще в институте я посещала литературную студию, которой руководил Николай Петренко. Начала писать поэтические произведения для детей и взрослых. Первый свой стих для детей под названием «Дорога» напечатала в журнале «Барвинок» в 1969 году. Он обошел все сборники-книги для чтения, переводился на разные языки.

Детские сборнички-поэзии появлялись с большим интервалом во времени, так как я не спешила с публикациями, обдумывала, взвешивала каждое слово. Чудесный мир детства помогал мне создавать.

Мой муж Владимир Лучук - тоже писатель. Наше дело продолжают дети. Сын Иван – известен как интересный поэт, а Тарас - серьезный переводчик. Думаю, что сказка, которую вы сегодня прочитаете, западет глубоко в ваши детские сердца, никого не оставит равнодушным, так как в ней речь идет о тесной связи прошлого с современным, о нашем знаменитом историческом прошлом.

Учитель. Благодарю за интересное сообщение. Дети, откройте учебники и начнем читать сказку.

Выразительное чтение сказки учителем. Часть текста от слов «...я имею дело к Ивану Сирко» читают заранее подготовленные ученики (учительница следит за интонацией и выразительностью чтения, темпом чтения; исправляет возможные ошибки).

Вопросы для беседы.

1. Как вы понимаете суть названия произведения?

2. О чем идет речь в этой сказке? (Речь идет о мальчике Диме, который попал из современного в прошлое, о его встрече с казаками).

3. На сколько условных частей можно поделить текст сказки? (Текст можно поделить на три части:

 

1) Мечтательный мальчик возле озера;

2) Сон Димы: встреча с казаками.

3) Поход в книжный магазина в поисках интересной книги об Иване Сирко.

 

4. Прокомментируйте предложение «Прогромыхал по небу Большой Воз и заехал за тучи, а Малый Воз повез Диму домой». (Мальчик имел богатое воображение? Он видел звезды и в отражении озера, и на небе. Очень хотел покататься на звездном Возе).

5.  Ждали ли казаки незнакомца-лежебоку? Зачитайте строки из текста от слов Ждали кого угодно — турок, татар, друзей до словам — ...начали отмахиваться руками от лежачего мальчика».

6.  Умели ли казаки шутить, насмехаться по-настоящему? (Да. Об этом свидетельствуют вот какие строки: «Сгинь с глаз! Конных, пеших принимаем в свою корзину, а ты котись со своим «диваном». Там за лесом господа-ляхи пьют кофе, может, тебе к кровати и подадут». Или: «Еще не успел познакомиться, а уже из моей ноги стул себе делаешь»).

7. Какой эпизод сказки является подтверждением того, что казаки всегда отмечались незаурядной гостеприимностью? (Казаки сначала кормили гостя, а уже потом говорили о деле, с которым он к ним приходил «Седоусый казак взял большую ложку и зажал ее в кулак Дмитрия. — Если не спишь, то садись есть с нами»).

8. Сколько лет было казаку, который разговаривал с Димой? (Ему было 303 года).

9. Почему так и не удалось мальчику встретиться с Иваном Сирко? С какой целью он приехал к казакам? Зачитать строки «атамана Сирко сегодня не увидишь. Он сейчас во Львове, там один писатель книжку пишет о нем. И Сирко днюет и ночует на девятом этаже в его доме». (Мальчик прибыл к казакам, чтобы увидеть собственными глазами их подводные лодки).

 

10.Какой ответ получил любознательный гость? («Много хочешь знать, — хитро улыбнулся старый казак.— Наш атаман именно совещается в Львове, называть ли эти лодки подводными. В скором времени прочитаешь об этом»).

11. Удалось ли Диме увидеть подводную казацкую лодку? (Да. «На берегу билась об волны лодка. Она была подобна большой желтой ракушке»).

12.О чем еще удалось узнать мальчику? (Ему рассказали казаки о своих ракетах).

13.Как завершился странный сон? («Казацкая ракета выстрелила. Стало ясно. Подводная лодка погрузилась в воду и быстро исчезла»).

14. Удалось ли Диме найти книжку о Сирко? (Конечно, не удалось, но он уверен, что обязательно ее найдет, «а нет, то сядет он на Малый Воз и сам отправится во Львов»).

Учитель. Интересная и поучительная сказка. Не так ли? Давайте посудим, какая ее главная мысль? (Дети высказывают собственные суждения и придут к выводу: между прошлым и современным тесная связь; нужно интересоваться историческим прошлым, гордиться им, продолжать дело грядущих поколений.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать