Большой заслугой классицистов явились их положения о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания. Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет и не идет борьба: Он - властелин ее, она - его раба.
Полезной стороной классицизма для дальнейшего развития литературы была выработка отточенного и четкого языка художественных произведений, освобожденного от варваризмов («иноязычных слов бегите, как заразы»), способного выразить различные страсти и переживания («Высокомерен гнев, в словах несдержан он, А речь уныния прерывиста, как стон»), оказаться в соответствии с характерами персонажей («Героя каждого обдумайте язык, Чтобы отличен был от юноши старик»). Но ориентация на
вкус «двора», отказ от сочности и образности народной лексики («Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство») существенно обедняли языковую ткань литературы классицизма. Богатство же и элементы народности языка ряда комедий Мольера были скорее результатом нарушения классицистических канонов, чем следования им.
Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма, ее строгая регламентация жанров с точным указанием их героев и соответствующего им языка; признание высшим критерием истинного (а следовательно, и прекрасного) разума; требование правдоподобия, порой узко понимаемого (например, теория «трех единств»); статичность, связанная с метафизическим восприятием окружающего мира, и абстрактность образной системы с выделением в человеческом характере на первый план какой-либо его одной черты; строгий отбор жизненного материала для художественного воплощения (рекомендовалось исключить из сферы художественного изображения «низкую», «грубую» действительность), - все это не помешало- (а в некоторых аспектах прямо помогло) проявлению в лучших творческих достижениях писателей-классицистов глубокого психологизма, «проникнуть во внутренний мир человека... раскрыть тайники его сердца». Поэтому при справедливо отмечаемой обычно рассудочности и «трезвости», математической стройности творчества классицистов им нельзя отказать в стремлении изобразить живое чувство и даже потребовать этого (если поэт «не посеял» в зрителях «живого сострадания», то «не прозвучит хвала рассудочным стихам»); не чуждо им было и понятие сопереживания:
- Вы искренно должны печаль передавать;
- Чтоб я растрогался, вам нужно зарыдать.
Большое значение писатели-классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы, откинув при этом средневековый религиозный дидактизм. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией:
- Учите мудрости в стихе живом и внятном,
- Умея сочетать полезное с приятным
Итак, несмотря на свою ограниченность и противоречивость, классицизм оказался таким художественным методом, который прокладывал пути для дальнейшего развития прогрессивной литературы. Вот почему лучшие завоевания его эстетики были взяты на вооружение просветителями XVIII в., решавшими уже новые общественно-исторические задачи.
Характерно также, что обличительный элемент становится неотъемлемой частью высокого жанра трагедии. Русские классицисты все еще верят в полезность просвещенного абсолютизма (скорее уже - просвещенной монархии), но не видя подтверждения этому в российской действительности, начинают длительный процесс поучения и общественного воспитания самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным, бросая при этом резкие тирады в адрес властителей-тиранов.
- ...Он царствует народа ко блаженству,
- И пользу общую ведя ко совершенству:
- Не плачет сирота под скипетром его,
- Не устрашается не винный ни кого...
- Не преклоняется к стопам вельможи льстец:
- Царь - равный всем судья и равный всем отец
- - так определяет Сумароков обязанности царя.
Воздействие на русский классицизм рационализма Декарта, сенсуализма Локка и материалистических воззрений Гассенди, Гольбаха, Гельвеция и в особенности Ломоносова увеличило гносеологические возможности русской литературы.
Неразрывная связь русского классицизма с просветительством привела не только к требованию со стороны наших писателей расширения образования и знаний, установления твердых законов, обязательных для всех, но и к одному из самых значительных завоеваний отечественного классицизма - утверждению естественного равенства людей, внесословной ценности человека. Уже во II сатире Кантемира мы встречаемся с утверждением того, что кровь и хозяина и холопа «однолична» (т. е. одинакова). С присущей ему афористичностью заявит Сумароков в сатире «О благородстве», что «от баб рожденным и от дам I! Без исключения всем праотец Адам».
Неравенство людей - одно предубеждение, И там уж нет любви, где гордо рассужденье,
- энергично утверждает Николев в трагедии «Пальмира», а в его драме «Розана и Любим» «мужик» приравнивается «владетелю»:
- Быть может, и мужик
- Душою так велик,
- Как сильных царств владетель:
- Любезна добродетель,
- Закон имея свой,
- Равняет всех собой.
Количество подобных примеров можно было бы значительно увеличить, но и приведенные говорят сами за себя. Конечно, признание естественного равенства людей всех сословий в моральном плане еще далеко от признания их социального равенства, но и такая постановка вопроса была шагом вперед на пути демократизации русской общественной мысли.
Если абсолютизм во Франции привел к компромиссу (пусть только временному) между дворянством и верхушкой буржуазии, то в России ни о каком компромиссе не могло быть речи. Слабость русской буржуазии оставляла всю полноту политической власти в руках дворянства. Основной же конфликт эпохи в России заключался в столкновении двух непримиримых между собой классов: помещиков и крепостных крестьян. И передовые дворянские писатели не могли обойти этот конфликт в своем творчестве, выступив в защиту эксплуатируемого крестьянства. Не восставая против самого института крепостного права, они, однако, гневно клеймили жестокость и бессердечие помещиков, призывали их к гуманному обращению с крепостными. Крестьянская тема в литературе классицизма появится с самого начала его возникновения, а с 60-х годов станет одной из ведущих. И это было замечательной стороной русского классицизма.