Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах

Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий обзор современной украинской литературы; итоговый - мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщения и систематизацию знаний учеников, приобретенных во время изучения творчества отдельных писателей, но и раскрытия природы литературных явлений, которые составляют непрерывный и сложный закономерный процесс в искусстве слова; они очерчивают пути, этапы развития украинской литературы, раскрывают ее проблематику, ведущие темы, основные достижения.

Программа предусматривает, что во время изучения обзорных тем в 9-11 классах учитель, знакомя учеников с основными произведениями писателей, рекомендует отдельные из них для самостоятельного чтения, аннотирования, коллективного обсуждения, рецензирования.

Отдельно выделяются часы на литературу родного края. В Украине уже накоплен опыт проведения таких уроков, на которых присутствующие писатели-земляки учеников той области (района, села, города), где проводится урок. Формы проведения этих уроков - нестандартны. Они могут быть проведены в форме встреч, с использованием эпистолярии, в виде поисковой работы и тому подобное.

Изучение литературно-критического творчества школьная программа направляется тремя основными каналами: литературно-критические статьи, которые сопровождают определенную монографическую или обзорную тему; литературная критика как составная часть, вид творчества писателя; критика как литературная деятельность.

Каждый из этих каналов имеет свое место и назначение в программе.

Литературно-критические статьи рекомендуются к изучению выдающихся произведений или творчества писателя в целом и подаются в конце отдельных монографических тем.

Во время изучения творчества писателя, который в то же время выступал и как критик, оглядываются и важнейшие его литературно-критические труды.

Наконец, введенные в программу критические статьи рассматриваются как образцы этого специфического литературного жанра, характеризуются основные его черты, раскрывается мастерство, прослеживаются особенности языка и стиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент