Мольер - литературный псевдоним Жана Батиста Поклена, выдающегося французского драматурга и театрального деятеля. Он родился в 1622 году в Париже в семьи буржуа. Отец его был королевским обойщиком, и сын имел

унаследовать эту профессию. Но все было иначе. Жан Батист Мольер стал актером. Его пьесы «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» навсегда вошли в историю литературы как образцы «высокой комедии».

Последняя «высокая комедия» Мольера - « Мещанин во дворянстве» - написанная в жанре комедии-балета. На заказ короля автор ввел в произведение турецкие танцы, не нарушив при этом структуры комедии. Особенность произведения заключается в том, что комедия характера представлена на фоне комедии обычаев. Носители обычаев - все персонажи комедии, за исключением главного героя. Только все персонажи вместе могут представить эти обычаи, как, например, представляют их жена и дочь Журдена, его слуги, учителе, аристократы Дорант и Доримена. Они имеют лишь характерные особенности, но не характеры. Такие черты, даже комически обостренные, не поднимают правдоподобия характера. И только Журден, в отличие от персонажей комедии обычаев, возникает как комический характер. Особенность комического характера персонажей Мольера заключается в том, что в его основе лежит реальное явление или тенденция жизни, но в комедии они подаются в таком концентрированном виде, что герой выходит за пределы естественности. Таким есть и Журден, буржуа, который решил стать шляхтичем. Сорок лет он существовал в своем миру и не знал никаких разногласий. Мир этот был гармоническим, так как все в нем на своих местах. Стремление попасть в мир шляхтичей разрушает эту гармонию и семейный порядок. Журден становится и тираном, который препятствует счастью собственной дочери только потому, что ее избранник не аристократ, и вместе из тем наивным ребенком, который легко обмануть, играя на его страсти к дворянству. Журден вызывает и веселый смех, и смех сатирический, осуждающий.

Устами своего героя Клеонта Мольер провозглашает идею пьесы: «...Притворяться себя за благородного теперь никто не стыдится, и такой обычай разрешает носить краденное название... Я считаю, что всякий обман унижает порядочный человека. Недостойно прятать свое настоящее происхождение, появляться обществу на глаза под чужим титулом, выдавать себя не за то, что мы есть на самом деле...»

Но эта идея противоречит развитию сюжета комедии. Благородный Клеонт, чтобы добиться согласия на брак из Люсиль, выдает себя за сына турецкого султана, а честные госпожа Журден и ее дочь Люсиль, помогают ему в этом. Обмануть Журдена удалось, но, наконец, он сам и побеждает, так как принудил честных и порядочных людей обманывать, притворяться из себя того, кем они на самом деле не были. Под влиянием журденов мир изменяется - такой вывод делает автор. Мольер высмеивает и буржуа наподобие Журдена, и таких аристократов, как Дорант и Доримена, с их желаниями воспользоваться богатством наивного человека.

Вывод. Мольер выработал собственные творческие принципы. Он широко применял все виды комического: преувеличение, фарс, комизм ситуаций, обычаев и характеров. Но эти комические эпизоды приобретали целиком серьезное звучание, разоблачали явления, которые мешали человеческому достоинству. Творчество Мольера, кроме другого, имела значительное влияние на дальнейшее развитие театра и драматургии.

Опорные слова: комедия обычаев и комедия характеров, идея пьесы, объект высмеивания, преувеличение как средство комического, комизм ситуации.