(Для того чтобы ответы детей были более целенаправленными, учитель предлагает вспомнить, что такое название и что оно отражает, а также что такое тема произведения.)

Учитель. А теперь давайте посмотрим, будет ли название «Вежливый Клен» отражать главную мысль автора? Как вы думаете? Можно так назвать эту историю?

Дети. — Я считаю, что да, историю так можно назвать, потому что Клен был не только добрым, но и вежливым, он предложил слабому Ростку бескорыстную помощь:

«Держись за меня, тогда ты солнце увидишь».

    Но этим автор показал не столько вежливость, сколько доброту Клена.

    А добрые люди не могут быть невежливыми, они всегда внимательны к тем, кто с ними рядом.

    А я думаю, что Клен предложил свою помощь не из вежливости, а по своей доброте, поэтому считаю, что у Клена это главное качество.

    А я хочу всем предложить найти отрывок, где показана первая встреча героев. Обычно при встрече вежливые люди здороваются, представляются друг другу, а в тексте автор об этом не пишет. Клен не стал знакомиться с соседом, он еще не знал, кто с ним рядом, но сразу предложил свою помощь, за что позже поплатился. Поэтому автор хотел показать нам не вежливость, а бескорыстную доброту главного героя.

    А я в тексте нашел слова, где Плющ упрекает Клен в его невежливости: «Эх ты, Клен! Ты даже не спросил, кто я такой!»

    А я могу найти подтверждение в тексте, что Клен всетаки был вежливым: он «терпел» своего соседа; как всякий вежливый человек, был терпимым к окружающим, а когда ему стало худо, он не приказал, не отказался, не прогнал Росток, а только «попросил» его не душить. Я считаю, что рассказ можно назвать «Вежливый Клен».

Учитель (обобщает ответы учащихся). А всетаки, какая черта героя является здесь главной: вежливость или доброта?

Давайте еще раз перечислим все ваши аргументы, которые вы уже называли:

    вопервых, взаимоотношения героев начались не со знакомства, а с предложения Клена бескорыстной помощи слабому Ростку;

    вовторых, Клен не из вежливости помог Ростку, а потому, что был добрым;

• втретьих, именно доброта Клена является главной причиной того, что он чуть не погиб.

Значит, какой вывод мы должны сделать? Какое из двух названий лучше отражает тему произведения?

Дети. «Добрый Клен».

Учитель. А какие произведения, которые вы читали раньше, напоминают историю Доброго Клена?

Ученик. Сказка «Лиса и Заяц». Там тоже Заяц был добрым, пожалел Лису и за это поплатился.

Учитель. А какой урок для себя и своей безопасности мы можем извлечь из этих историй?

Дети. — Мы должны быть осторожными в общении с людьми, потому что рядом может оказаться недобрый человек, даже опасный для жизни.

    Надо сначала узнать, кто с тобой рядом, что он за человек, а потом начинать с ним дружить.

    Не дружить с корыстными людьми — дружба с ними не может быть настоящей.

П. Работа над новым материалом

1. Постановка учебных задач

Учитель. Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится...». Работать над ним мы будем два урока. Почему так назван рассказ, мы узнаем, когда его прочитаем, а сейчас я хочу немного рассказать об авторе. А кто с ним уже знаком и читал его рассказы?

(Ребята вспоминают рассказы В. Ю. Драгунского, которые читали сами или им читали взрослые, говорят, чем интересны эти произведения, о ком они.)

2. Рассказ учителя о писателе

Виктор Юзефович Драгунский (1913 — 1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в НьюЙорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературнотеатральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы».

Первая книга вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится...», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 68 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

3. Чтение рассказа учителем

(Чтобы создать при чтении рассказа особую, лирическую атмосферу в классе, учитель читает текст целиком.)

4. Беседа после чтения

(Учащиеся обсуждают прочитанный рассказ по вопросам учителя:

Назовите главных героев рассказа.

Кто из них вам больше понравился? Почему?

Почему рассказ так называется?

5. Словарная работа

Учитель. Встретились ли вам в тексте незнакомые или малознакомые слова?

(Ребята называют слова, значение которых требует пояснения. Их значение выясняется либо с помощью толкового словарика в конце книги, либо с помощью цепочек родственных слов. Таким образом учитель еще раз напоминает ребятам, для чего существуют в учебнике эти цепочки и как надо ими пользоваться.)

Учитель. Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них — определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками? И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.

6. Повторное чтение рассказа с анализом. Выделение логически законченных частей

Учитель. Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить первую часть.

(Дети при чтении определяют, что часть можно закончить словами: «...и не заставлял ее сидеть на песке и скучать».)

1я часть

Учитель. А теперь ответим на вопросы. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

Дети. — Мальчик скучал и очень переживал.

    Ему было тоскливо и неуютно.

    И страшно: «...в небе задвигались темные облака, они были похожи на бородатых стариков».

    Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. И он упрекает маму, что она так долго не приходит.

Учитель. А какое чувство по отношению к герою испытывали вы, когда читали эту часть? Дети. — Грустное...

    Жалостливое — мне было жалко мальчика.

    Сочувствующее — я ему сочувствовал, потому что и я скучаю и переживаю, когда моей мамы долго нет с работы.

И т. д.

Учитель. А теперь поговорим о Дениске. Что вы узнали о нем?

(По ходу ответов детей учитель записывает на доске черты характера главного героя.)

Дети. — Дениска был любящим сыном — он очень скучал по маме и переживал, когда ее не было.

— Он был надежным сыном, готовым прийти ей на по

Мощь: «...если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет

Меня гдето на краю света, я бы моментально к ней побе

Жал...»

Учитель. А как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?

(Ребята предлагают свои названия. При их обсуждении дети выделяют в качестве главной темы первой части «Ожидание мамы». Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план рассказа.)

2я часть

Учитель. А теперь самостоятельно прочитайте продолжение рассказа и определите, где бы вы закончили вторую часть. Подумайте, о чем она.

(Ребята прочитывают текст и при обсуждении приходят к выводу, что закончить ее надо словами: «...тогда увидишь!»)

Учитель. О чем рассказывается в этой части?

Дети. — О том, что Мишка вышел во двор и увидел у Дениски новую игрушку.

    Мишке понравился самосвал, и он стал просить эту игрушку себе.

    А Дениска ему не давал.

    Он не соглашался променять самосвал ни на марки, ни на плавательный круг.

Учитель. А почему? Дениска был жадным? Дети. — Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком.

— А я думаю, что Дениска не хотел лишать себя по

Следней радости — ведь ему было очень плохо без мамы.

Учитель. Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его.

(Дети читают вслух отрывок последнего абзаца на странице 75 от слов: «На дворе стало еще темнее...»)

Учитель. А теперь посмотрим, на чем автор останавливает внимание читателя в этой части. Что является предметом разговора двух ребят?

Дети. Новая игрушка Дениски.

Учитель. Можем мы именно так озаглавить часть?

Дети. Да, можем.

(Учитель вписывает в план новый пункт: «Новая игрушка Дениски».)

3я часть

Учитель. Продолжим чтение до того момента, где, повашему мнению, должна она закончиться.

(После обсуждения ребята решили закончить 3ю часть словами: «И я забыл про всех на белом свете».)

Учитель. Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? Сделайте свои выводы.

Дети. — Мальчик увидел, какой это красивый жучок, раньше он его никогда не видел.