Цель:   ознакомить учеников с историческими и общественными условиями развития литературы ХХ столетия, основными стилевыми направлениями; раскрыть понятие «расстрелянное возрождение»; развивать устную связную речь одиннадцатиклассников, умение пользоваться справочными изданиями и словарями; развивать критическое мышление; тренировать умение учеников обобщать, систематизировать и анализировать полученную информацию; учиться вести дискуссию, высказывать и аргументировать собственную мысль, толерантно относиться к другой точке зрения; воспитывать интерес к украинской литературе, уважение к историческому прошлому родной страны.

Тип урока:     изучение нового материала.

Оборудование: учебник по истории Украины, подбор фотографий писателей эпохи «расстрелянного возрождения», произведения писателей, таблица «Литературный процесс ХХ столетия».

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности учеников.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

План урока.

  1. Работа с таблицей «Литературный процесс ХХ столетия».
  2. Литература и политика.
  3. Художественно-стилевые направления и течения в литературе.
  4. Основные литературные организации, группировка 1920-х годов.
  5. Расстрелянное возрождение.
  6. Репрессии против художников.

2. Литература и политика.

Литературная действительность в Украине 20-х гг. ХХ ст. кажется ошеломительно богатой. Сравнительно с ней бледнеют любые другие периоды развития нашего писательства. Творческая палитра поражает уникальной гроздью ярких талантов: В. Эллан, П. Тычина, В. Сосюра, М. Волновой, В. Подмогильный, Б. Антоненко-Давидович, Г. Ивченко, П. Кулиш, Н. Зеров, М. Рыльский, Е. Плужник, Г. Косынка, Г. Семенко, Ю. Яновский, Тодось Осмачка, М. Бажан и др. Привлекает внимание удивительное бурление разнообразных стилевых течений, которые будто вместе с тем взорвались в художественному времени и пространстве, - авангардизм со своими ответвлениями (футуризм и конструктивизм), революционный романтизм, неоромантизм, неореализм, необарокко, «неоклассика», импрессионизм, экспрессионизм и т.п. Ливень разных изданий, калейдоскоп литературных группировок («Плуг», «Закалка», «Аспанфут», ВАПЛИТЕ, МАРС, ВУСПП и др.), потоки манифестов и деклараций, страстные полемики о сущностных проблемах творчества, - в самом деле, нелегко было молодому художнику сориентироваться в такой стихии. Казалось, перед ним открылись широкие перспективы художественного самоутверждения. Это давало основания считать 20-е гг. «ренессансными». Речь идет о свежих, обновленных процессах, которые имели свое конкретно-историческое содержание, отличное от содержания классического Возрождения, сориентированного на универсальные критерии, оцениваемое как одно из органических звеньев прогресса европейского искусства. Другое дело - украинское возрождение, которое воспринимается как спонтанный порыв вперед, но часто со взглядами, обращенными в прошлое, в накопленные вчерашние проблемы. Говорится не об одном возрождении, а об их ряде, который создает основу украинства, когда из определенной очередной национальной катастрофы возникало новое поколение, представленное преимущественно писателями, чтобы, в конце концов, решить не только эстетичные, а и национальные и социальные вопросы.

Такая судьба постигла и творческое поколение 20-х гг. ХХ ст. - неоднородное, обозначенное разными ориентациями на художественную и внехудожественную жизнь, которая не могла не привести к внутреннему размежеванию, характеризовало своеобразность литературных группировок. Ведь АСПИС (Ассоциация писателей), который составил в 1924 г. основу для формирования «Звена» (с 1925 г. МАРС - Мастерская революционного слова) и «неоклассиков», а также ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарской литературы, 1925-1928 гг.) ставили себе цель - писать настоящую литературу, которая отвечала бы высоким эстетичным критериям. В других организациях, которые различались только названиями («Плуг», или Союз крестьянских писателей, 1921-1925 гг.; «Закалка», или Союз пролетарских писателей, 1922-1925 гг.; ВУСПП — Всеукраинский союз пролетарских писателей, 1927-1932 гг.; «Молодняк» — Союз комсомольских писателей, 1927-1932 гг.), властвовал недопустимый для творчества партийно-административный стиль. Их усилия направлялись на культивирование бесперспективного «пролетарского реализма», перенятого не художественным, а чужим для искусства классовым духом. Остальные течения провозглашалась «буржуазными», «попутническими».

Против них велась беспощадная борьба. Хотя именно «попутчики», а не опекаемые компартией «пролетарские писатели», обогатили нашу литературу произведениями неувядаемой ценности. Литературная ситуация. Украинские писатели 20-х гг. ХХ ст. различали две действительности - национальное, близкое им возрождение, и несоответствующую его содержанию большевистскую версию жизни, ради которой требовалось возражать прошлое, исполняться классовой ненавистью. Мир раскрылся, как писал М. Рыльский, «на «да» и «нет» - на «белое и красное», обусловив мучительное раздвоение человеческой души. Нескрываемая правда говорила в произведениях «Я (Романтика)» Н. Волнового, «Смерть» Б. Антоненко-Давидовича, «Третья революция» В. Подмогильного, в сборниках «Дни» Е. Плужника, «На пожарище» Д. Фальковского, ошеломляла современников масштабами трагедии гражданской войны, спровоцированной большевиками. Литература осталась верной гуманистическим принципам. Она сохраняла веру в вечные духовные ценности, хотя и сама испытала влияние разрушительных факторов.

Основные литературные организации, группировка 1920-х годов ХХ ст. Символистские группы.

Символизм (франц. — знак, символ) — одно из стилевых течений модернизма, которое возникло в последней трети ХІХ ст. в Франции сначала в поэзии, а со временем распространилось на живопись и театр, повлияв на европейскую и американскую литературу ХХ ст. Вместо традиционного образа символисты стремились выразить индивидуальный эмоциональный опыт с помощью символизированного языка, в частности символа. Они углублялись во внутренний, иррациональный мир, стремясь передать тайну существования человеческого «Я» с помощью индивидуального употребления метафор и образов-символов. Важную роль отводили милозвучности, цвета, оттенкам, заботливо подобранным словам, которые способны отразить скрытый внутренний мир, таким образом, наполнив новым смыслом романтическую концепцию двумира.

Основоположником символизма во Франции был С. Малларме, автор поэзий «Осенняя печаль», «Лебеди». К символистам в Польши принадлежали Б. Лесмьян, в Австрии - Р.-Г. Рильке, в Бельгии - Г. Метерлинк, автор пьесы «Синяя птица». Украинский символизм до революции 1917 г. репрезентовали Н. Вороной, А. Олесь, Г. Чупринка, П. Карманский, М. Филянский, некоторыми аспектами Б. Лепкий.

В Украине после Февральской революции 1917 г. прежде всего проявили себя символисты. П. Тычина, Я. Савченко, О. Слисаренко, В. Кобылянский, Д. Загул и др. основали в Киеве символистскую школу «Белая студия», которая и выдала сборник «Литературно-критический альманах» (1918 г.), направленный против народнических взглядов на литературу. Его редактором был поэт-символист Яков Савченко. Здесь сделали достоянием гласности свои произведения П. Тычина, П. Савченко, Я. Савченко, О. Слисаренко, Д. Загул, Н. Терещенко.

В этом же году символисты образовали монолитную группу «Музагет» (Музагет - греческий эпитет покровителя муз Аполлона). К этой группе принадлежали Я. Савченко, Д. Загул, Н. Терещенко, В. Кобылянский, М. Жук, В. Ярошенко и др. Эстетичную платформу изложил Ю. Иванов-Меженко в программной статье «Творчество индивидуума и коллектив» («Музагет», 1918 г.), в которой утверждал самоценность искусства и творческой личности: «Творческий индивидуум только тогда может создавать, когда признает себя высшим существом над вообще» и не подлежит коллективу, хотя и ощущает с ним свою национальную родственность. Это типично символистская концепция искусства. Настолько это были смелые суждения, что большевистская власть закрыла типографию, в которой опубликован альманах, а музагетовцы чуть не попали в тюрьму. В «Музагете», кроме произведений символистов, опубликовали статьи Ю. Меженко о «Солнечных клернетах» П. Тычины и М. Бурачека об изобразительном искусстве, Л. Курбаса о новейшей немецкой драме.

Словацкий исследователь М. Неврлий считает автора «Солнечных кларнетов» величайшим представителем украинского символизма.

1920 г. символисты издают альманах «Гроздь», но привлекают к нему и импрессионистов и футуристов (В. Полищука, Г. Шурупия, Г. Косынку). 1922 г. «гроновцы» в Екатеринославе издали авангардный альманах «Водоворот революции». Некоторые «музагетовцы» в 1923 г. вошли в «Аспис», постепенно рассеиваясь среди других группировок.

IV. Итог урока.

•   Почему поражает литературный процесс в украинском писательстве 20-х гг. ХХ ст.?

 

•          Объясните отличие литературных группировок: МАРС, «Неоклассики», ВАПЛИТЕ и «Закалка», «Плуг», ВУСПП, «Молодняк».