Общая характеристика сборника «Сад божественных песен»

История создания «Сада...». Переяславский период - важная веха в жизни Г. Сковороды. Собственными глазами он наблюдал своеволие и жестокость помещиков, которые беспощадно угнетали крепостных. Здесь он имел возможность теснее сблизиться с трудовым народом, проникнуться его мыслями и ожиданиями. Именно в этот период окончательно формируется его мировоззрение как просветителя, демократа, определяются основные творческие принципы как передового писателя и философа. Многочисленные впечатления и живые наблюдения, нагроможденные в эти годы, художник осмысливает и обобщает в литературном творчестве. Он сочиняет стихи, в которых проявил себя талантливым и своеобразным поэтом-философом, поэтом-лириком.

Написанные в переяславский период и позднее (1753-1785), поэтические произведения Г. Сковорода объединил в сборник «Сад божественных песней, прозябший из зерн священнаго писания». С «священным писанием» стихи большей частью связаны только формально. Автор брал лишь эпиграфы к этим произведениям из Библии, но по своему смыслу они далеки от библейских текстов.

Характерные признаки для поэтических произведений «Сада...». Стихи Г. Сковороды, как те, что вошли в сборник, так и те, что встречаются в его философских трактатах и переписке, - это прежде всего поэзия личных переживаний автора, его морально-философских раздумий о смысле жизни, об истинном счастье, добре, честности и т.п. Органическое объединение личных и общественных мотивов – самый характерный признак поэзии Григория Савича.

Произведения Г. Сковороды, в которых он выступает с критикой властителей современного ему мира, пороков феодально-крепостнического порядка, насыщены разоблачительным пафосом. Наиболее сильно этот пафос проявился в знаменитой 10-й песне «Сада...» - «Всякому городу нрав и права...», что считается классическим образцом социальной сатиры в давней украинской литературе.

Слова «всякому городу нрав и права» наталкивают на мысль об административных мероприятиях Екатерины II относительно городов в конце 60- 70-х годов. Императрица, как известно, в это время усиленно вводила дворянско-бюрократическую систему управления губернских и уездных городов, определяла свое понимание тезиса «всякому городу нрав и права». Эти мероприятия со временем были сведены в положение «Учреждения для управления губерний» (1775). Итак, стих направлен не только против общих социальных пороков, а и конкретно - против внедряемых порядков бюрократической системы.

Десятая песня написана в селе Ковраи где-то в 1758-1759 гг., когда автор находился в господском имении в роли учителя-слуги и пристально присматривался к жизни крестьян-крепостных, остро реагировал на жестокое обращение с ними.

Говоря о песне «Всякому городу нрав и права», нужно подчеркнуть, что она не была исключительным явлением в украинской литературе второй половины ХVIII ст. Г. Сковорода шел в общем русле сатирического стихосложения, в котором отдельные авторы иногда поднимались к широким социальным обобщениям. Для примера можно назвать «Сатирический стих 1764 года», «Плач киевских монахов» (1786), «Доказательства Хама Данилея Куксы потомственны», «Плач дворянина», «Песнь Пасталия» и др.

Тема: сатирическое изображение господ, чиновников, купцов, дворянско-бюрократической системы управления.

Идея: сокрушительного высмеивания и осуждения моральных недостатков тогдашней общественной жизни (образа жизни, интересов и стремления помещиков и купцов; толкование чиновниками законов с выгодой для себя, их крючкодерство; чинодралов и панегиристов, которые прислужничеством и подхалимством стремились получить высокие должности, которые давали хорошие прибыли; схоластическую систему образования, которые наносили «спудеям» большие мучения).

Основная мысль: Г. Сковорода сатирически разоблачает и возражает весь тогдашний порядок как античеловечный и аморальный; поднимает примат ума, контрастно противопоставляя его тогдашнему социальному и бытовому злу: А мнет одна только в свете дума, / Как бы умереть мнет не без ума.

Жанр: сатирический стих, песнь, где поэт представляет и осмеивает целую галерею грешников, которые не живут по своему призванию и позорят других: это жадный помещик, ростовщик, лживые купец и юрист, подхалим-сластолюбец.

Стихосложение: написана песня десяткискладным размером с этозурой после шестого слога. Каждая строфа песни имеет шесть строк, из которых первые четыре дактилические, а последние две - силлабические и звучат как ее антитеза, как рефрен.

Рифма: как новатор, поэт применяет исключительно мужские рифмы (дума - из ума), «неточные» рифмы, которых не употребляли тогдашние художники; в произведении употреблен четырехстопный дактиль.

Связь с устным народным творчеством. Для песни Сковороды характерна простота, народность стиля и языка, которые выходят далеко за границы старокнижной поэтики. Начинается песня словами, которые напоминают старинные народные пословицы: «Что не город, то норов», «Что не голова, то ум». Вообще в произведении выразительно проступает живая народная речь, особенно в лексике и фразеологии: «трещит голова», «юриста», «манер», «Федька-Купец», «в свете дума», «наловлю собак», «все жрешь», «чистый хрусталь», «всякому горлу», «ты не щадишь», «шумит дом... как кабак» и др.

Близость по форме к народной песне и актуальность поэзии сделали ее очень популярной среди украинцев.

Композиция. Создав отдельные художественные детали, которые отображали разные социальные пороки, Г. Сковорода нарисовал широкую картину тогдашних общественных порядков, дал им оценку.

Каждая строфа стиха состоит из шести строк. В четырех первых автор отображает те или иные черты живой действительности, а в двух следующих, которые звучат как рефрен, противопоставляет им свои раздумья. Сначала он не сообщает, какая же мысль «не йдет с ума». Об этом узнаем из рефрена в предпоследней строфе. Ни царей, ни других владык земных не боялся свободный философ-правдолюб, не страшной ему была и сама смерть. Его беспокоит лишь одно: «Как бы умереть мне не без ума», т.е. не сойти с пути, который он избрал в жизни, не подвергнуться обольщениям обеспеченного существования.

Содержание произведения. Песня начинается в спокойном тоне. Автор передает личные раздумья о разном характере людей, вкусах, которые у каждого свои: Всякому городу нрав и права, / Всякая имеет свой ум глава; / Всякому сердцу своя есть любовь, / Всякому горлу свой есть вкус каков, / А мнет одна только в свете дума, / А мне одно только не йдет с ума.

Поэта как человека честного, бескорыстного беспокоит несправедливость мира, безобразные явления современной ему действительности. Именно в этом причина его беспокойства, его резко отрицательного отношения к крепостническому порядку. Поэтому уже в следующей строфе он разворачивает яркие картины тогдашней жизни, типичные образы мошенников и воров, господ и подпанков, остро высмеивая их. Здесь и Петр, который ради чинов вытирает господские уголки и Федько-Купец, который «при аршине все лжет», и ростовщик, который мечтает о своих процентах, и господа, которые, наследуя моду, перестраивают свои дворцы по иностранным образцам.

В третьей строфе Г. Сковорода сокрушительно высмеивает помещика-крепостника (заводит английский скот) и казацкую старшину, которые постоянно увеличивают свои земельные владения, грабя крестьян, а также разоблачает господский быт с пьяными оргиями в имениях: Тот непристанно стягает поля, / Сей иностранного заводит скота, / Те формируют на ловлю собак, / Сих шумит дом от гостей, как кабак...

В четвертой строфе бичуется и высмеивается несправедливое судопроизводство тех времен («Строит на свой тон юриста права»), схоластические науки («С диспут студенту трещит голова»).

Особое внимание обращаем на последнюю строфу, которая передает основную идейную направленность сатирического произведения. Безобразной жизни представителей крепостнического общества Г. Сковорода противопоставляет свой морально-этический идеал, идеал мудрого человека, который знает настоящую цену жизни и имеет «совесть, как чистый хрусталь».

Итак, в произведении сатирически разоблачается и осуждается весь общественный порядок как бесчестный и неразумный. Каждая строка стиха Г. Сковороды, каждый его образ несет в себе большую смысловую нагрузку, воссоздавая живую действительность в ее самых характерных проявлениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент