x x
menu

Образы в литературе. Что такое образ?

Проще всего сказать: образ - это изображение. Кстати, какой корень в последнем слове? "Ображ" - это и есть "образ", только с перегласовкой последнего звука. А теперь запишем большую группу, целую семью слов, порожденных нашим "образом". В нее войдут: образ, изображение, воображение, преображение, выражение, образование, преобразование, соображение, образный, безобразный, сообразно, несообразно, образность, образец, образцовый и пр.". О каждом из этих слов можно говорить, а в целом важно то, насколько дети уловят единство этой лексической группы, ее общую идею, заключающуюся в структурном упорядочении мира с помощью работы нашего разума, регулирующего, "утрясающего", выстраивающего все, окружающее нас.

Короче, образ - это регулятор вселенной, принадлежащий нам. Без образов мы не воспринимаем и не понимаем ничего. Недаром слово "безобразный" - в смысле "некрасивый" - означает также и безобразный, то есть лишенный образов, следовательно, и смысла. В заключение детям дается задание - пусть они дома подумают, в каких образах им хотелось бы предстать перед своими товарищами по классу. Если они не поймут, в чем дело, словесник напомнит им, как они вели себя еще недавно во время детских игр. Малыши воображали себя воинами, рыцарями, разбойниками - примерно так же, как делает это Том Сойер, герой романа Марка Твена. Учитель рекомендует ребятам соответствующие эпизоды из книги. И дает советы примерно такого рода: мы с вами узнали целую семью слов во главе с их предком - образом. А теперь мы с этой семьей породнимся, будем вместе с нею играть в образы.

Давайте во-образ-им, например, что наш класс - это экспедиция в джунглях Индии. Как пре-об-раз-ится каждый из нас? Кто быстрее со-образ-ит, что нам нужно для такого трудного и опасного похода? Как надо экипироваться со-образ-но с условиями дикого южного леса? И т. п. Это будет одновременно и лингвистическая и творческая игра, развивающая воображение детей, конкретизирующая их представление об образе. Известно, что искусство во многом, хотя и не во всем, сродни игре.

Тем более имеет смысл приобщать школьников к миру прекрасного тем путем, который близок им, еще не вышедшим полностью из игровой стадии мышления. А материалом для подобной "экспедиции" может послужить, например, повесть-сказка Киплинга "Маугли", многократно экранизированная, инсценированная, растиражированная в бесчисленных иллюстрациях. Если в классе есть дети, занимающиеся в художественной студии, кружке, пусть они покажут товарищам свои картины, фигурки, то есть свои образы. Кому-то, вероятно, захочется их "преобразить", как теперь говорят, создать нечто новое "по мотивам" творчества друзей. Подобного рода соревнование в принципе может продолжаться сколь угодно долго. Тут отправной точкой для фантазирования могли бы послужить две известные детские книги мировой литературы - "Приключения Пиноккио" итальянца К. Коллоди и "Золотой ключик" А. Н. Толстого. Обе рассказывают забавные истории об оживших куклах. Пусть дети сами определят, в чем русский писатель подражает своему предшественнику, в чем он улучшает или ухудшает его. И главное, пусть это превратится в игру, скажем, в диалоги Буратино и Пиноккио, в их совместные приключения, в ходе которых они узнают многое и про Италию и про нашу страну. Попутно же дети будут активизировать свои знания о литоте, гиперболе, иронии, юморе, о других способах создания образов в искусстве.

Постепенно расширяя теоретические познания учеников, словесник формирует у них представление, пусть пока элементарное, о структуре образа. Эта работа тоже поддается игровому оформлению. Беседа строится примерно так: "Ребята, мы уже знаем, что образ - это изображение. Но можно ли ограничиваться только таким простейшим определением? Нет. Возьмите образы музыкальные, например, отрывки из мелодий, которые играют в виде позывных к разным телевизионным и радиопередачам. Их не изображают в виде рисунков, не лепят в форме скульптур.

Хотя попробовать это сделать нам можно! Еще в древности мудрые люди стали догадываться, что есть какие-то глубокие соответствия между живописью и поэзией (так говорил римский поэт Гораций). Позже было сказано: архитектура - это застывшая музыка. Короче, образ - это нечто живое, а живое не может существовать, если оно не со-образ-устся с окружающим миром, не со-ответ-ствует ему. А для этого образ должен быть не без-образным. Как и живое существо, он должен быть как-то построен, иметь в себе какие-то составные части. Каковы они, как вы думаете?"

Вопрос труден, и дети, скорее всего, не найдут на него ответа. Тогда учитель продолжает: "Вы в детстве ломали игрушки? Думаю, что да. Я тоже. (Смех класса здесь не помешает.) А знаете, зачем мы это делали? Нам хотелось узнать, что там внутри. Мы были малышами, которые делают так свои первые шаги в познании мира. А кто такие ученые - химики, физики, биологи? Это взрослые дети, которые тоже "ломают" - только не игрушки, а самое материю, они рассекают ее на части, разлагают, анализируют. Помните географа Жака Пага-неля из романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта"? Кого он напоминает? Правильно, большого, длинного, нескладного ребенка. Нынешние ученые, к сожалению, мало походят на детей. Впрочем, об этом можно спорить.

Но мы вернемся к нашим искалеченным игрушкам. Что они такое? Это образы-литоты людей, зверей, предметов. Так давайте еще раз сломаем - хотя бы мысленно - одну игрушку, чтобы узнать, из чего состоит не столько она сама, сколько ее образ".

Значит, мы с вами установили пока что две составные части образа - форму и идею. Нет ли третьей? Давайте разбираться. Вам кукла понравилась? Вижу, что да, но не всем. Одних привлекла ее красота, миловидность, другие уже смеются над некоторой примитивностью ее фигуры, третьи совершенно равнодушны к ней. Итак, у вас разные эмоциональные реакции на ее образ. Значит, что еще обязательно присуще образу? Да, именно способность вызывать эмоциональный отклик, как бы заряжснность добрыми или отрицательными чувствами. Подведем итоги. Кто возьмется вывести трехчленную формулу структуры образа? Пиши ее на доске, Андрей, а мы будем помогать тебе. Итак, образ = форма + содержание (идея) + эмоционально-оценочный заряд. Теперь задание на дом: любой из вас по своему желанию берет любой интересный ему образ и анализирует его по нашей формуле. Если вам покажется, что формула недостаточна или неправильна, предлагайте свои варианты!"

В дальнейшем словеснику предстоит, развивая и углубляя теоретические познания школьников, познакомить их с синонимическим рядом слов, связанных с понятием "образ". Сюда войдут: герой произведения, характер, персонаж, портрет, протагонист, имидж, символ, фигура, роль. Специально о социологической теории ролей у нас идет речь в третьей главе - в связи с комедией Мольера "Мещанин во дворянстве". В это учение входит и понятие "имидж", то есть образ, который человек сам себе создает в обществе либо окружение навязывает ему таковой.

Необычайно интересными могли бы стать беседы с учащимися по книге Г. Гачева "Национальные образы мира" (М., 1988). К сожалению, работа издана маленьким тиражом и трудна для восприятия. Некоторые идеи советского ученого вполне могут быть оспорены, но в принципе они продуктивны - особенно во время обострения национального вопроса. Автор создает свой оригинальный художественно-научный стиль, в котором строго логические суждения то и дело переходят в игру слов, а образы искусства порождают авторские "мыслеобразы". Исследователь не ограничивается анализом литератур Киргизии, Болгарии, России, США, а свободно переходит от них к проблемам философии, физики, кино, экологии. По сути дела, он дает нам, словесникам, образцы того, как надо осуществлять межпредметные связи. Из его труда мы узнаем, например, как представляют себе мироздание итальянцы, французы, англичане, немцы. Кое-что, правда, было известно и до Гачева. Так, говоря об образе дороги в поэзии Тютчева, ученый мог бы сослаться на исследование Д. Е. Максимова "Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока" (1972), на работы других авторов, изучавших разнообразнейшие варианты этого "мыслеобраза" в философии Древнего Китая, Древней Индии и т. д. Здесь нам важно отметить сам принцип сравнения и сопоставления образов мировой культуры.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать