Тарас Бульба крепкими нитями связан со средой казаков, живет ее интересами и стремлениями, любит их простую суровую жизнь; ему чужда барская изнеженность. Горячий патриот, Тарас Бульба выступает как выразитель национальных интересов украинского народа. Он страстно любит родную землю; ее освобождение от чужеземного гнета - его заветная мечта, которая безраздельно владеет им.  Насилие над пародом вызывает страстный протест Тараса Бульбы. Он «самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу». Тарас Бульба впитал в себя живые народные соки, и потому так ярки те чувства и стремления, которыми он живет.

Рисуя его, Гоголь не стремился дать образ «идеального» героя. Это живой, реальный характер. Смело, широкими мазками писатель изображает различные его стороны. Вспомним сцены в доме Бульбы, в которых преобладает комический колорит, картины, посвященные выбору кошевого, раскрывающие «закулисные» действия Тараса. Вспомним сцены в Варшаве, в которых юмор сливается с трагической напряженностью. Л рядом с этим картины воинской доблести Бульбы, сцены казни Андрия, затем Остапа и, наконец, сцепа сожжения самого Тараса.

Характерен тот художественный лаконизм, с которым писатель изображает решающие моменты в жизни Тараса Бульбы. В них нет никакого фразеологического пафоса, нет и тени риторики, но есть внутренняя сила. Когда перечитываешь сцену казни Андрия, удивляешься, как мало она занимает места, как скупа, сжата и как неотразима в этой своей сжатости. Гоголь замечательно схватил в образе Тараса типические черты человека определенной эпохи, страстного борца за народное дело. Сцена казни Андрия, например, ЖИВО перекликается с одним из эпизодов в «Гайдамаках» Шевченко. Там главный герой поэмы Гонта, Подобно Тарасу, убивает своих малолетних сыновей, крещенных их матерью-полячкой в католическую, перу, убивает, придя к убеждению, что эта жертва необходима для успешной борьбы с угнетателями.

Неповторимый колорит эпохи запечатлен и в Остапе. Неустрашимый и мужественный, он точно кремень, из которого высекают искры огня. В суровых условиях воспитывался он в киевской академии. Но настоящей школой жизненного воспитания была для него Запорожская Сечь. Здесь он сложился как воин, как смелый защитник родной земли. В отличие от отца, склонного к буйному проявлению чувств, он сдержан и внутренне сосредоточен. Но это не сдержанность бесхарактерности, холодного безразличия к жизни, а сдержанность целеустремленности. Остап замкнут, в себе, но за этой замкнутостью скрывается живая отзывчивость, глубокое чувство товарищества, привязанности к боевым друзьям. За внешней Суровостью Остапа таится горячая любовь к родине, которая ведет его на подвиги.

Оптимизм эпопеи выявляется как неотъемлемая особенность того духа вольности, который Гоголь воссоздал, описывая Запорожскую Сечь казачество. Оптимизм «Тараса Бульбы» проистекал из сознания силы, заключенной в патриотических стремлениях парода. И этом смысле некоторые основные мотивы «Тараса Бульбы» можно рассматривать как отзвук Отечественной войны 1812 года, несмотря на то, что Гоголь изображал другую историческую эпоху. Впечатления от Отечественной войны в 30-е годы были так живы, ее значение для истории России было так ощутимо, что общее восприятие патриотического подъема 1812 года не могло не отразиться на произведении, в котором так сильно выступала патриотическая идея.

  • Ø Узы этого братства для него выше всего, сильнее любви

Слова эти дают нам возможность понять некоторые особенности художественной структуры «Тараса Бульбы». Действие в эпопее развивается на основе постепенного расширения масштаба событий, включения героев в широкий поток жизни. Начальные картины повести - это картины домашней, частной жизни героев. Но очень быстро Гоголь переключает повествование в иной план. Рассказав о намерении Бульбы вести своих сыновей в Запорожскую Сечь, писатель дает характеристику Тараса, которая содержит в себе описание казачества, его происхождения, его обычаев И нравов. Картины путешествия Тараса С сыновьями являются как бы соединительным звеном между «домашними» сцепами и сцепами «массовыми», изображающими Запорожскую Сечь.

В главе, посвященной путешествию, Гоголь рассказывает о годах ученья Остапа и Андрия, о первой встрече Андрия с польской панной. Глава эта, помимо рассказа об Остапе и Андрии, примечательна описанием степей. Выразительные картины южных степей с их необъятными просторами, бесконечным разнообразием красок являются непосредственным введением в изображение Сечи, широкого размета казацкой души. «Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».