Темой комедии являются изображения стремления господина Журдена попасть во дворянство. Желание занять высшее место в обществе - естественное для человека, итак комического эффекта в пьесе не возникло бы, если бы автор не показал, в какое именно «приличное общество» хочет попасть Журден. Поэтому второй темой комедии является изобличение лицемерной морали аристократии. Вместе с господином Журденом комическими образами становятся граф Дорант и маркиза Доримена.

Граф Дорант - обедневший дворянин, который утратил возможность, но не желание «широко» пожить за чужой счет. Недаром он занимает деньги у доверчивого господина Журдена. Граф хочет улучшить свои дела бракосочетанием с богатой маркизой Дорименой. Но ухаживания нуждаются в деньгах. С этой целью Дорант использует простодушного господина Журдена. Он склонил господина Журдена к мысли, что Доримена обратила на него внимание и не против принять его ухаживания.

Для этого во дворянства не существует моральных норм, и он в пьесе выполняет роль мошенника, который пользуется чужим кошельком, одурачивая его владельца. Он уверяет Журдена в том, что его мечты стать во дворянствеем небезосновательные. О нем «сегодня шел разговор в королевской гостиной». В сущности, Дорант смеется над Журденом.

Ради осуществления своей заветной мечты - стать аристократом - господин Журден присылает маркизе ценные подарки, устраивает для нее развлечения и банкет в своем доме. С презрением относясь к Журдену, пренебрегая его, коварный и лицемерный граф льстит ему, ползает перед ним и вместе с тем обирает Журдена: граф вручает маркизе журденовские подарки от своего имени. Этим поступком Дорант окончательно втаптывает в болото свою честь. Если честолюбивый буржуа изображенный как персонаж смешной, то Дорант, который распродает титулы и свою честь, возникает в пьесе как тип аморальный.

Дорант добился благосклонности маркизы подарками, т.е. убедил ее, что он богатый. Это и стало для маркизы главным в ее решении вступить в брак с ним. В этом скрыта тонкая насмешка над обоими аристократами: маркиза ищет богатого жениха, а граф - богатую невесту. Маркиза дает согласие на брак, так как считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии.

Мольер в комедии разоблачает таких ловких людей, которые стремятся как можно лучше устроиться в обществе, обогатиться за счет другого человека, как правило, нечестными методами.

Образ Клеонта. И Доранту, и Журдену в пьесе противопоставляется Клеонт - представитель третьего слоя, которого Мольер наделяет благородными чертами: образованностью, здравым смыслом, чувством человеческого достоинства, твердостью принципов. Он не скрывает своего происхождения и благодаря своим внутренним качествам поднимается значительно выше не только представителей своего слоя, а и многих аристократов. Своим умом и честностью такие люди, по мнению Мольера, чрезвычайно полезны для общества. Наиболее полно свой благородный характер Клеонт проявляет в своем чувстве к Люсиль, которую он любит искренне и самоотверженно.

Его жизненный принцип - не сторониться своего происхождения. «Притворяться из себя во дворянствеа,- утверждает он,- теперь никто не стыдится, и такой обычай позволяет носить краденое название. Но я, искренне говоря, смотрю на такие вещи немного иначе. Я считаю, что любой обман унижает порядочного человека. Но не к лицу прятать свое настоящее происхождение, появляться обществу на глаза под чужим титулом, показывать из себя не того, кем ты есть на самом деле».

В образе Клеонта автор показывает еще одну тему комедии - тему нравственности и благородства. Высмеивая общественные недостатки, Мольер не останавливался лишь на критике. Он старался показать современникам то, что можно противопоставить мошенничеству, зависти, жадности, лицемерию.