Особое место в творчестве Крылова занимает басня «Сочинитель и Разбойник». Художественно выразителен в ней образ Сочинителя. Он испытывает страх перед революцией, перед свободным словом. Его обвиняет Мегера. Но ее изуверская речь не может трактоваться как мысли самого баснописца. Сочинитель

  • разливал в своих твореньях яд,
  • Вселял безверие, укоренял разврат,
  • Был, как Сирена, сладкогласен
  • И, как Сирена, был опасен

Крылов сам был писателем, сам подвергался гонениям, его преследовала цензура. В басне он признает великое значение слова:

  • Твоих творений яд не только не слабеет,
  • Но, разливайся, век от веку лютеет

Слово писателя и после смерти автора оказывает мощное воздействие на людей. Басня двусмысленна: осуждается Сочинитель, но отмечается и его могучее влияние на общество, на историю, даже Мегера трепещи перед ним.

Вопрос о ценности наук баснописец поставил в «Водолазах». Надо соизмерять свои силы, уметь «выбирать себе глубину». Басню понимают по-разному в разное время: одни говорили о недоверии Крылова к науке, другие - что баснописец требовал умеренного ученья, третьи считают, что речь идет об отрицании благ, идущих от науки. В басне отражено противоречивое отношение к науке в начале XIX в. Три водолаза - это три представителя науки: ленивый ученый, использующий только готовый материал, настоящий ученый-труженик, выбирающий «по силе глубину», авантюрист, бросающийся в черную пучину за «жемчугом» (за научными знаниями). Крылов выступает за подлинную науку, облегчающую жизнь человека, и осуждает невежество.

Крылов стал, говоря словами Пушкина, «самым народным из русских поэтов», «истинно народным поэтом». Все его басни являются народными по содержанию и стилю. В них не только сюжеты русские, но и персонажи все русские. Народность басен подчеркнул Белинский: «Басни Крылова - сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка, они отличаются и простодушием, и народностью. Крылов вполне народный писатель...»

Язык Крылова афористичен, а афоризмы часто являют собой открытия. Народ создает пословицы и поговорки, и Крылов их творит. Вот ряд пословиц, взятых баснописцем у народа: «Бедность - не порок»; «Хоть видит око, да зуб неймет»; «Из кожи лезут вон».

Многие крыловские выражения стали народными пословицами, вошли в повседневный народный язык: «А ларчик просто открывался»; «Спой, светик, не стыдись»; «Рыльце у тебя в пуху»; «Услуга в дружбе - вещь святая»; «Хлеб слаще, нажитый трудом»; «Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «У сильного всегда бессильный виноват»; «Великий зверь на малые дела»; «Да воз и ныне там»; «Слона-то я и не приметил»; «Беда, коль пироги начнет печи сапожник»; «Худые песни соловью в когтях у кошки»; «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»; «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют»; «А Васька слушает да ест». Вошли в обиходную речь названия басен, отдельные образы. Например, «демьянова уха», «тришкин кафтан», «сор из избы», «медвежья услуга», «в семье не без урода», «хлопот полон рот», «с пушком на рыльце», «дело в шляпе» и др.

В народном языке Крылов искал источник обогащения изобразительных средств, оттуда черпал простонародные слова: «слух», «рожа», «скотина», «дура», «девка», «юлит», «шныряет», «треснулся» и др. Тропы Крылова очень ярки и оригинальны, многие из них вошли в учебники по введению в литературоведение. Например, метонимия: «Я три тарелки съел». Ирония: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Метафоры: «из кожи лезут вон», «и плотно так он треснулся на царство». В крыловских баснях стихотворная речь вобрала в себя все богатства народных речений. Они-то придали языку поэта особую выразительность демократизм. Крыловская речь открывала перед русской литературой новые горизонты - освобождала ее от условностей карамзинистов и шишковистов, давала простор национальной самобытности.

Значение Крылова. Велика роль басен Крылова в воспитании молодого поколения: они формируют гражданина общества, патриота, демократа. Крылов разоблачил миф о добром царе, раскрыл весь механизм крепостнической системы, снял покровы с неправедного законодательства, осмеял установления Государственного совета, показал губительную власть денег. Будучи умеренным в своих политических взглядах, Крылов выразил многие декабристские идеи. В формах аллегории он обнажил буквально все стороны жизни, запретные для других жанров.

Басни Крылова не потеряли злободневности и в наши дни: они помогают изживать недостатки людей - такие, как зависть, невежество, неблагодарность, холуйство, предательство, лень, лицемерие и т. п. Басни имеют большое историко-культурное значение. Это определил еще Белинский, писавший: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

Басня как жанр отошла на задний план в русской литературе второй половины XIX в. Но крыловская басня продолжала оказывать мощное влияние на творчество ряда писателей. Не без влияния Крылова басенный жанр получил развитие и в  литературе. Хорошо сказал о великом баснописце Михаил Исаковский:

  • Кто не слыхал его живого слова?
  • Кто в жизни с ним не встретился своей?
  • Бессмертные творения Крылова
  • Мы с каждым годом любим все сильней.