x x
menu

Образ новой России в стихотворениях Блока

На разных этапах поэтического развития Блока это понятие «лирической величины» изменялось. В стихах «На поле  Куликовом» в гениальном озарении предстало единство субъективной воли и долга народного подвижничества.  Начиная свой творческий путь, молодой Блок, остро ощущая свою субъективность, порывался к несомненностям, пусть  и мистически понятым. В стихах «На поле Куликовом» субъективность становится моментом народной всеобщности. На ранних стадиях своего творческого самосознания Блока больше беспокоила проблема самоопределения. В стихах «На поле Куликовом» личный момент сохранился, и он придал всеобщности  искания неотразимую силу лирического волнения.  Замечательно само начало первого стихотворения: 

  • Река раскинулась.
  • Течет, грустит лениво 
  • И моет берега. 
  • Над скудной глиной желтого обрыва 
  • В степи грустят стога. 

Неторопливость стиха, повторное упоминание грусти, стремление вдруг окинуть Русь взглядом, привычным к ее неяркой  красоте, стремительно прерывается запальчивостью строф, звучащих призывом и клятвой: 

  • О, Русь моя! Жена моя!
  • До боли 
  • Нам ясен долгий путь! 
  • Наш путь - стрелой татарской древней воли 
  • Пронзил нам грудь. 
  • Наш путь - степной, наш путь
  • в тоске безбрежной, 
  • В твоей тоске, о, Русь! 
  • И даже мглы - ночной и зарубежной
  • Я не боюсь.

 Бросается в глаза, это неоднократно отмечалось в литературе о Блоке, что в стихах «На поле Куликовом» поэт обращается  к родине с личной интонацией. «О, Русь моя! Жена моя!» Так  мог сказать только Блок, для которого и в «Стихах о Прекрасной Даме» интимное чувство сливалось с космосом. И тут Русь  - «лирическая величина», немыслимая вне индивидуального существования поэта. Понятия «родины» и «жены» - слились. 

  • Пусть ночь. Домчимся.
  • Озарим кострами  Степную даль. 
  • В степном дыму блеснет святое знамя 
  • И ханской сабли сталь... 

Используя реальный эпизод исторической хроники, поэт придал ему обобщенный смысл. Мятежность, неуспокоенность, вера  в святость протеста зазвучали современной болью, злободневным отсутствием общественного долга художника: судьба народная стала выражением и личной доли поэта: 

  • И вечный бой!
  • Покой нам только снится 
  • Сквозь кровь и пыль... 
  • Летит, летит степная кобылица 
  • И мнет ковыль... 
  • И нет конца! Мелькают версты, кручи... 
  • Останови!  Идут, идут испуганные тучи, 
  • Закат в крови! 

Экспрессивная живопись призвана тут создать обобщенный  образ народной судьбы. Опять появляется излюбленный Блоком  поэтический образ мчащегося коня. Бег степной кобылицы, мчащейся над ковыльными степями, под алеющим кровью закатом, -  вечен, ибо вечен бранный путь народа, и только в сновидениях,  сквозь кровь и пыль, маячит недостижимый покой.  И стихотворение заканчивается скорбной строфой: 

  • Закат в крови!
  • Из сердца кровь струится! 
  • Плачь, сердце, плачь... 
  • Покоя нет!
  • Степная кобылица
  • Несется вскачь! 

Но это эпическая скорбь, полная преклонения перед величием происходящей драмы. Все стихотворение становится введением к эпосу народной борьбы за правое дело. «Из сердца  кровь струится!», ибо правое народное дело стало и личным подвигом поэта.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать