x x
menu

Обработка произведения Л. Глибова «Муха и Пчела» (1864-1872)

Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую.

Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды.

Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники - непрошеные гости.

Композиция.

Басня построена на противопоставлении двух героинь (Муха и Пчела), их отношении к работе, развлечениям, собственному назначению в жизни.

Экспозиция: встреча читателя с Мухой, которая живет беззаботно, будто госпожа.

Завязка: разговор Мухи с Пчелой: смысл жизни в роскоши, празднованиях или в повседневной добросовестной работе?

Кульминация: недоразумение между Мухой и Пчелой.

Развязка: мораль басни.

Обсуждение содержания басни с вопросами:

• Видели ли вы в естественной среде муху и пчелу? Чем каждая из них занимается?

• Что свидетельствует о безопасной жизни Мухи?

• Почему Муха назвала работу Пчелы бедной?

• Какая цель в жизни у Мухи и Пчелы? Для чего Л. Глибов противопоставляет этих двух героинь?

• Как именно сочувствует Муха Пчеле?

(Какая плохая...

На свете долюшка твоя:

Раненько встанет, поздно ляжет...).

• В чем Муха усматривает вольность своей жизни?

• В каких развлекательных мероприятиях Муха принимает участие? (Банкет, обед, веселье).

• Что свидетельствует о нахальстве мухи относительно посещения кого-нибудь непрошеной?

(Большое дело - прогонят!

Нельзя в двери - я в форточку

Или полезу в другую дырку...).

• Почему Пчела не понимает смысла жизни Мухи?

• Каких людей изображает Л. Глибов на примере этих двух существ?

• А как вы относитесь к работе? Помогаете ли дома родителям? Чем именно?

• Каким образом нужно организовать собственный досуг?

• Чем полезна для нас эта басня?

Загадки о героях басни.

  • Кто над нами вверх ногами?
  • (Муха).
  • Я работаю почтенно, Все лето летаю В поле, в роще, собираю медок с разных цветов. Кого невзлюблю, Того жалом колю.
  • (Пчела).
  • Не каменщик, А амбар строит.
  • (Пчела).
  • Целый день летает, Всем надоедает, А вечер настанет - тогда перестанет.
  • (Муха).
  • В саду маленький  Никита захотел сорвать цветок, а она его укусила. Что за цветок это был? Это не цветок, а...
  • (Пчела).
  • Есть у меня большая семейка, Как весна придет, Вся в поле пойдет.
  • (Пчелы).
  • С одним венком хата, Работящая в ней семья. По цветам все летают, Мед ароматный добывают.
  • (Пчелы и улей).
  • Сидит девка в темнице, Вяжет кружево без петель.
  • (Пчела).
  • К цветочку лечу, Лечу - жужжу.
  • - Дзум - дзум - жу - жу!
  • Как зовут не скажу.
  • (Пчела).
  • Зимой спит. Летом звенит. Выше садов летает, Сладкую росу собирает.
  • (Пчела).
  • Будто птица, крылья имеет, Все летает и поет:
  • - Я медок вам ношу,
  • Не трогайте, так как укушу.
  • (Пчела).
  • Не мотор, а гудит, Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит.
  • (Пчела).
  • Семьсот соловьят
  • На одной подушке сидят.
  • (Пчела).
  • Этот дом на ножках, Внизу окошко, Дом многоквартирный, Лишь сверху мирный.
  • (Улей).

Народные пословицы к содержанию басни.

1) Работа.

• Человеческая работа - не ерунда, раскинуть не годится.

• Работа человека кормит, а лень расточает.

• Кто работает, тот работу уважает.

• На дерево смотри, как родит, а на человека, как делает.

• Честное дело делай смело.

• Если хорошо будешь работать, честь и славу будешь иметь.

2) Лень.

• Линь - хуже болезни.

• Уродился лентяй ни на что.

• Ему каждый день воскресенье.

• Ленивому все некогда.

• Лишь бы день до вечера!

• Как без дела сидеть, то можно и одубеть.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать