Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских «мастерских» вместе с писателями и журналистами средствами литературы отображают жизнь людей наемного труда. «Таким образом, Объединение пытается осознать человеческие и материально-технические проблемы как социальные. Оно стремится способствовать изменению общественных отношений в интересах рабочих» 41.

К середине 70-х годов Объединение кружков рабочей литературы охватывало около 30 местных «мастерских», большей частью в крупных городах Германии. Четыре раза в год информационный бюллетень «Веркштатт» сообщает о теоретических дискуссиях и конференциях. Важными свидетельствами теоретической самостоятельности служат программные статьи «Писать реалистически» (1973) и «Занять определенную позицию» (1974). В них ведется полемика с узким пониманием «рабочей литературы», защищается литература, которая охватывает «весь социальный окружающий мир, увиденный и интерпретированный с позиции лежащих в его основе организационных трудовых форм». Объединение кружков рабочей литературы подчеркнуто определяет себя как организацию, существующую в рамках рабочего движения Германии. Как вспомогательная организация она стремится противодействовать культурному угнетению людей наемного труда, «потому что среди рабочих есть большое число пишущих и способных к литературе, чья творческая деятельность и критическая фантазия из-за их приниженного социального положения и отчужденной профессиональной деятельности грозит заглохнуть» 43.

Активизация культурно-творческих возможностей рабочего класса сегодня, несомненно, важнейшая область деятельности Объединения кружков рабочей литературы. Его «мастерские» являются базисными организациями в осуществлении местной и региональной культурной политики (например, проведение лекций и дискуссий - их постоянная задача); эти «мастерские» являются важным моментом развития социалистической литературы и культуры в Германии. Они осуществляют свою деятельность совместно с профсоюзами, чтобы защищать культурные интересы рабочих. Через производственно-профсоюзную печать они завоевывают тех читателей, которые иначе остались бы недоступными для литературы. В соответствии со своими организационными формами нение кружков рабочей литературы стало важным фактором в политико-культурной жизни Германии.

Это подтверждает не в последнюю очередь и тот факт, что учредительный съезд Союза писателей Германии принял решение о сотрудничестве с Объединением. В решении Союза сказано: «Союз писателей Германии рекомендует своим членам путем сотрудничества с Объединением кружков рабочей литературы содействовать практической солидарности между писателями и людьми наемного труда» 44.

Первые сборники Объединения, появившиеся в результате конкурса репортажей, «Строительный кран падает» (1970) и «Но рискуете вы» (1971) познакомили широкую общественность с его стремлениями и целями: путем политического и литературного отображения мира труда с позиций эксплуатируемых способствовать изменению социальных отношений в интересах трудящихся.

Вышедшие к середине 70-х годов книги Объединения кружков рабочей литературы 45 продемонстрировали богатую палитру возможностей как в отношении содержания, так и художественной формы.

Основное внимание уделялось правдивым свидетельствам о трудовых буднях рабочих, женщин, молодежи, иностранных рабочих и т. д. Вместе с тем имеются попытки использовать также сюжетные элементы для передачи сообщений и фактов о пережитом. Особое предпочтение отдается таким формам, как дневники, рассказы о своей жизни, портретные зарисовки, очерки, но также и повести, стихи и романы.

В романах и повестях Марго Шрёдер «Я постою за себя» (1975), Хайнера Дорроха «Кто сеет насилие» (1974), «История для нас» (1973), Гельмута Кройца «Идти или погибнуть» (1973), Йозефа Иппера «На крючке» (1974) даны примеры описания собственного жизненного опыта, совместных действий и растущего классового сознания.

Важную роль в литературной деятельности Объединения играет осмысление политического и литературного опыта из истории рабочего движения.

Такими книгами, помогающими глубже понять историю, являются, например, «Красный дед рассказывает» (1974) и «Дети Красного деда рассказывают» (1976), в которых запротоколирован жизненный опыт старшего поколения деятелей рабочего движения, и «Книга рабочих зонгов» (1973) - с политическими песнями о прошлом и настоящем.