Цель: Ознакомить с отличием Нового Завещания от Старого Завещания; провести словарную работу; познакомить с содержанием евангельских притч о сеяльщике, об утерянной овце, драхме, блудном сыне; сделать вывод о смысле использования в Библии жанра притчи, развивать внимание, логическое мышление; воспитывать повагу к христианскому учению, стремлению к высоким моральным ідеалів. Оборудование: Библия, «красное сердце».
Любовь Бог к человеку так большая, что
Вон не можешь принуждать.
Вл. Лосский, рус. богослов
В Боге надо почувствовать просящего
Подаяние любви нищего, ждущего у дверей
Души и никогда не дерзающего их взломать.
Вл. Лосский
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученного
Опрашивание.
• Почему Библия имеет такое название?
• Когда и кем, какими языками писалась Книга книг?
• Из каких частей составляется Библия?
• Что такое притча?
• Что вам известно о царе Соломона?
• Зачем Соломон составлял свои притчи?
2. Проверка домашней задачи: произведение-
миниатюра «Самая сложная заповедь»
ІІ. Мотивация учебной деятельности
На доске - красное сердце из цветной бумаги с надписями на нем.
- Прочитайте надписи. О чем могут свидетельствовать все эти выражения, подкрепленные символом сердца?
\ / не завидует долго терпит \ /
Не думает лихого , милосердствует
\ не радуется из неправды /
\ не важничает /
\ не ищет /
\ только /
\ своего /
Действительно, это любовь. Она долго терпит, не завидует, милосердствует, не думает плохо, не радуется из неправды, не важничает, не ищет только своего...
Именно о ней и речь идет в Вечной книге - Библии.
1.Гимн о любви: любовь больше всего! Когда я говорю на языках человеческих и ангельских, и любви не имею,— это пруд я как медь И Звон или бубен гудящий!
И когда имею Дар Пророчить, и знаю все тайны и все знание, и когда имею всю веру, чтобы даже горы переставлять, и любви не имею,— это я ничто!
И когда я раздам все имения свои, и когда я отдам свое тело на сожжение, и любви не имею,- это пожитки не будут иметь скупого!
Любовь долго терпит, любовь милосердствует, не завидует, любовь не важничает, не надувается, не ведет себя неучтиво, не ищет только своего, не рвется к гневу, не думает лихого,
Не радуется из неправды, но радуется правдой,
Все износит, верит во все, надеется всего, все терпит!
Никогда любовь не перестает! Хотя пророчества и существуют,— и
прекратятся, хотя языки существуют,— замолкнут, хотя существует знание,— и
отменится.
(Первое послание ап. Павла к Коринфян)
Слово «любовь» в Библии ассоциируется с именем Иисуса Христова, так как именно он был проповедником новой веры - христианства, которая уже не призвала: «Ока за глаз, зуб за зуб»,- а учила любить ближнего своего как самого себя и прощать тем, кто обижает вас.
ІІІ. Изучение нового материала
1. слово учителя
- Герои известной книги В. Тендрякова «Покушение на мираже» решили провести эксперимент: с помощью компьютера ответить на вопрос: существовал ли Иисус Христос на самом деле? Обработав заложенную информацию из истории человечества, развития его культуры, компьютер выдал однозначный ответ: если бы на Земле не появился в свое время Христос, все на нашей планете было бы не так, как сейчас.
«На мысль» искусственно созданного интеллекта, влияние личности Христа, человека-бога на мир был таким могущественным, всеобильным, что сомнений в его существовании не может быть.
Польский писатель Г. Сенкевич так писал в своем романе «Кама Грядеши» об особенностях нового учения - христианства: « Надлежит оскорбляющих нас не только прощать, но любит их и платит им добром за зло; и недостаточно любит добрых, но надо любит и злых, ибо только любовью можно истребить в них зло». «...Одновременно Высший чувствовал, что в самом безумии этого учения есть, что это более могучее, чем во всех прежних философских учениях. Вон подумал, что по безумию своему оно неисполнимо, но по неисполнимости - божественно. Высшему казалось, что в этом учении нет ничего жизненного, но также, что рядом с ним жизнь нечто столь жалкое, что думать в ней не стоит».
Именно о жизни и смерти Иисуса Христова, его учение, подражателей и рассказывается в Новом Завещании, к которому мы обращаемся сегодня.
2. словарная работа
Библия — книги. Завещание — Союз. Иисуса — спаситель. Христос — мессия. Евангелие — благая весть.
3. Чтение и анализ евангельских притч
В Священном писании евангелия (их четыре) занимают особое место. Записали их те, кто лично знал Иисуса или его учеников, призванных им для выполнения священной миссии: Матвея, Марка, луку, Иоанна.
Каждое из евангелий по-своему рассказывает об одних и тех самых событиях: рождение Христова, его жизнь, проповедование и мученическую смерть ради других людей.
Христос учил людей притчами: «Открою в притчах уста свои, расскажу тайны от почина мира». Настало время и нам ознакомиться с ними.
1) Притча о сеяльщике
Чтение притчи
Иисуса учит народ притчами
В тот же день Иисус вышел из дома, да и сел возле моря.
2 И множество народа собралось к Нему, так что Он вышел, был до лодки да и сел, а вся толпа стояла свыше берегом.
3 И много учил Он их притчами, говоря:
Притча о сеяльщике
«Вот вышел сеяльщик, чтобы посеять.
И как сиял он зерна, упали одни край дороги,- и птички налетели, и их поклевали, некоторые же упали на грунт каменистый, где не имели много земли,- и немедленно восходили, так как земля неглубокая была;
А как солнце сошло,- это увяли и, корней не имея,- посохли.
А другие попадали в терн,- и вырос терн, и их затмил.
Другие же упали на добрую землю - и уродили: одно в сто раз, второе в шестьдесят, а то и в тридцать раз.
Кто имеет уха, чтобы слушать, пусть слушает!»
Чему Иисус учил народ притчами.
Ученики Его приступили и сказали к Нему: «Чему притчами Ты
проговариваешь к ним?»
А Он ответил и промолвил:
«Потому, что вам дано познать тайны Царства Небесного,— им же
Не дано.
Так как кто имеет, то дастся ему и прибавится, кто же не имеет,- уберется от него и то, что он имеет.
Я поэтому говорю к ним притчами, что они, смотрят, не видят, и, слушая, не слышат, и не понимают.
И над ними сбывается пророчество Иисуса, которое проговаривает:
«Услышите слухом,- и не
Поймете,
Смотреть будете глазом,-
И не увидите.
Зачерствело так сердце людей
Этих,
Тяжело слышат ушами они,
И зажмурили глаза свои,
Чтобы никогда не увидеть глазами
И не услышать ушами,
И не понять им сердцем,
И не вернуться,
Чтобы я их оздоровил!»
Глаза же ваши блаженные, что видят, и уха ваши, что слышат.
Так правду говорю вам, что много пророков и праведных желали увидеть, что видите вы,- и не видели, и услышать, что слышите вы,- и не слышали.
Притча о сеяльщике
Послушайте же притчу о сеяльщике.
К каждому, кто слушает слово о Царстве, но не понимает, приходит лукавый и крадет посеянное в сердце его; это то, что посеяно свыше дорогой.
А посеянное на каменистом грунте, - это тот, кто слушает слово, и с радостью сейчас принимает его;
Но корня в нем нет, поэтому он непостоянный; когда же притеснение или преследования наступают за слово, то он сейчас соблазняется.
А среди терна посеянное, - это тот, кто слушает слово, но хлопоты возрасту этого и заблуждение богатства заглушают слово,- и оно остается без плода.
А посеянное в доброй земле, - это тот, кто слушает слово и его понимает, и плод он приносит, и дает один в сто раз, второй в шестьдесят, а то и в тридцать раз больше ».
(Евангелие от Матвея; 13:1-23)
Беседа
• Почему Христос говорил притчами? (Чтобы на простых примерах из жизни все люди могли бы постигнуть философские идеи его учения)
• Назовите примеры аллегорий в притче. (Семья - слово; душа человека - добрый грунт, каменистый или земля под терном; сеяльщик - Бог)
• Доведите, что эта история - притча (по определению).
2) Притчи об утерянной овце, драхме, о блудном сыне
Словарь
Мытари — Собиратели подати.
Драхма — Монета.
Притча об утерянной овце и утерянную драхму.
1.Приближались к Нему все таможенники и грешники, чтобы послушать Его.
Книгочеи роптали и говорили: «Принимает Он грешников и с ними ест».
Он им рассказал эту притчу, говоря:
Который из вас мужчина, имел сотню овец и потеряв одну из них, не покинет в пустыне тех девяносто девяти, да и не пойдет искать погибшей, аж пока не найдет ее?
А, найдя, кладет на рамена свои и радуется.
И, придя, домой, созывает он друзей и соседей, да и говорит к ним: «Радуйтесь со мной, так как нашел я овцу свою тую утерянную».
Говорю вам, что так же на небе будут радоваться более за один грешника, который раскаивается, чем за девяносто девять праведников, которые не нуждаются в покаянии!..
Или какая женщина, которая имеет десять драхм, когда потеряет драхму одну, не зажигает света, и не метет дома, и не ищет внимательно, пока не найдет?