Для таких поэтов, как Георг Маурер, Иоганнес Бобровский, Франц Фюман и Ганс Цибулка, которым пришлось служить в фашистском вермахте, внутренний перелом и обретение новых позиций определили главные темы их творчества.

Освобождение Германии от фашизма и ее возрождение на демократической основе стало важнейшей частью жизненного опыта этого поколения. В первых поэтических сборниках Пауля Винса, Гюнтера Кунерта, Армина Мюллера, Гюнтера Дайке, Уве Бергера, Вальтера Штранки и Хайнца Калау ведущими темами стихов были преодоление войны и фашизма, строительство новой жизни. Они писали стихи, в которых звучали призывы к революционным преобразованиям и к борьбе за мир.

Стихи и песни Пауля Винса использовали фольклорные основы. Кунерт и Калау стремились продолжить линию, начатую Брехтом еще в период эмиграции, когда он обратился к жанру агитационно-дидактических стихов. У других поэтов важную роль играли образы природы, в которых выражалась надежда на лучшее будущее и уверенность в завтрашнем дне. Эта поэзия отличалась политической актуальностью, однако она не выдерживала испытания временем. Причиною тому были определенная поверхностность, неокрепшие мировоззренческие связи с революционным процессом, схематизм и доктринерство в понимании взаимоотношения искусства и действительности. Выступая с острой критикой таких стихов на IV съезде писателей Германии в 1956 году, Георг Маурер с сожалением сказал, что «никто из нас не застрахован от опасности впасть в версификацию нового содержания» 50.

Критика и самокритика, осознание препятствий и трудностей на пути к созданию нового общества, которые стали особенно явственными благодаря XX съезду КПСС, состоявшемуся в 1956 году, привели после некоторой растерянности и разочарования к более глубокому и всестороннему пониманию задач современности. В этот период творчество Бехера и Брехта вновь служило вдохновляющим примером для поэтов молодого поколения. Но и в поэтическом сборнике Франца Фюмана «Творение бессмертно» (1957), Ганса Цибулки «Два слога» (1959) и в книгах Георга Маурера появилось много стихов, лишенных поверхностной политизации и желания приукрасить действительность. Поэты пристально вглядываются в противоречия своей эпохи. Уве Бергер сказал об этом так:

И, соответствуя призванью, в свой нелегкий век был поэт печальным среди ликованья и мужественным среди бед.

Выражение личностного восприятия действительности стало важной приметой и результатом тех положительных сдвигов, которые наблюдались в поэзии этих лет. Благодаря им выявлялась творческая индивидуальность молодых поэтов, степень их дарования, их вклад в поэзию Германии.

Это относится особенно к Гюнтеру Кунерту и Паулю Винсу, творчество которых играло заметную роль в 60-70-е годы. В те же годы заложили прочные основы для плодотворной поэтической работы Уве Бергер, Гюнтер Дайке, Хайнц Калау и переселившийся из Германии Йенс Гёрлах.

Гельмут Прейслер, Хорст Заломон (1929-1972) и Вернер Бройниг (19341976) представляли агитационно-политическое направление в поэзии Германии второй половины 50-х годов, активно сражавшееся с империалистической идеологией и ее влиянием.

В ряды поэтов молодого поколения вошел в начале 50-х годов лужицкий поэт Юрий Брезан. Позднее он писал только прозаические произведения. Среди лужицких поэтов следует назвать также Юрия Млынка (1927-1971) и Юрия Винара-Юрка (род. в 1909 г.).