Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, стремлению к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщения изученного.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. «Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая; мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни», - говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеневская героиня Нора, которая, не считаясь с традициями и существующей моралью, резко выступила против унижения ее личности. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и многом другом – поговорим сегодня на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Повторение, систематизация и обобщение изученного.

1. Сообщение учителя (или ученика) о прототипе Норы.

- У образа Норы есть целиком реальный прототип. Это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеневской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книжку «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с Лаурой и посоветовал ей заняться литературой; между ними завязалась дружба.

Лаура вступила в брак по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Жена старалась защитить его от материальных проблем и, когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла возвратить долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу).

Нора и Лаура имеют много общего, но есть и важная разница: Нора сама уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.

2.             Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

Какие повороты сюжета возможны (другие ситуации, отличные от авторской)?

3.             Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий пьесы «Кукольный дом» (в парах)

4.             Решение проблемных вопросов и задач.

В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»?

Расшифруйте цепочку «дочь > кукла-женщина > человек-борец».

Докажите, что «Кукольный дом» - социально-психологическая драма.

Определите черты «новой драмы».

5.             Слово учителя.

- Взнос Г. Ибсена в развитие театра чрезвычайно весомый и разнообразный, итак не удивительно, что под его влиянием находились как представители социально-критического театра (Г. Гауптман, Б. Шоу, Д. Голсуорси), так и драматурги-символисты (М. Метерлинк). Возник даже термин «Ибсенизм».

Тем не менее, Ибсен стал новатором не только в драматургии. Он был смелым мыслителем, который не боялся переоценивать общепризнанные идеалы. Н. Бердяев, известный русский философ, подчеркивал радикализм и максимализм его сомнений: «Ибсен с гениальной остротой ощутил и поставил проблему личной судьбы и проблему конфликта творчества и жизни». Целиком закономерно, что имя Ибсена всегда упоминают рядом с другими властителями мыслей и нарушителями покоя того времени.

IV.           Домашняя задача.

Подготовиться к беседе по внеклассному чтению; подготовить сообщение (индивидуально) о сценической истории пьесы; прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад».

V.            Итоги урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Закончите предложение:

•              Я понял (поняла)…

•              Семейное счастье в семье Хельмеров, по моему мнению, не сложилось потому, что…

•              Новаторство Ибсена заключается в том…