x x
menu

Неразрешимость конфликта Катерины с устоями кабановского мира

В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать   Катерина недостаточность внешности, которою думала   довольствоваться прежде. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет  простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. В  порыве нежности к мужу она хочет обнять его, - старуха   кричит: «что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Ей  хочется остаться одной и погрустить тихонько, как бывало, а  свекровь говорит: «отчего не воешь?» Она ищет света, воздуха,  хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть  на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, - а ее  держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые,   развратные замыслы. Она ищет прибежища по-прежнему в   религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных   разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений.  

Убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с   прежней ясностью мечтать об ангелах, поющих в пыльном столбе,  освещенном солнцем, не может вообразить себе райских садов с  их невозмущаемым видом и радостью. Все мрачно, страшно   вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и  лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и   рассказы странниц так чудовищны...

Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила, она  еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой   девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа,  она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к  этому шагу.

И здесь тоже проявляется особенность характера:  по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться,  если у ней решительный характер; она не думает о   сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей  нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от  замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к  кому другому. Ей все равно покамест, вот почему она и   позволяет делать с собой что угодно. В этом нельзя видеть ни   бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других,  мало заботясь о себе. У ней мало знания и много доверчивости,  вот отчего во времени она не выказывает противодействия   окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им. 

Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь  достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и  проявится вполне сила ее характера, не растраченная в   мелочных выходках. Сначала, по врожденной доброте и благородству  души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не  нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с   возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее  налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они  сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и  решатся дать ей полное удовлетворение, - хорошо тогда и ей и  им.

Но если нет, - она ни перед чем не остановится: закон,  родство, обычай, людской суд, правила благоразумия - все   исчезает для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит  себя и не думает о других. Такой именно выход представился  Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки,  среди которой она находится.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она  лгала и обманывала, «без этого нельзя», - говорит ей Варвара,  - ты вспомни, где ты живешь, у нас на этом весь дом держится.  И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».   Катерина поддается своему положению, выходит к Борису ночью,  прячет от свекрови свои чувства в течение десяти дней... Можно  подумать: вот и еще женщина сбилась с пути, выучилась   обманывать домашних и будет развратничать втихомолку, притворно  лаская мужа и нося отвратительную маску смиренницы!

Катерина не такова: развязка ее любви при всей домашней   обстановке видна заранее, - еще тогда, как она только подходит к  делу. Она не занимается психологическим анализом и потому  не может высказывать тонких наблюдений над собою; что она о  себе говорит, так уж это, значит, сильно дает ей знать себя. А  она, при первом предложении Варвары о свидании ее с   Борисом, вскрикивает: «Нет, нет, не надо! Что ты, сохрани господи:  если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой  ни за что на свете!» Это в ней не разумная предосторожность  говорит,- это страсть; и уж видно, что как она себя ни   сдерживала, а страсть выше ее, выше всех ее предрассудков и страхов,  выше всех внушений, слышанных ею с детства. В этой страсти  заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые  стремления сливаются здесь.

К Борису влечет ее не одно то, что  он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на   остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не  нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и  женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и   желание воли, простора, горячей беззапретной свободы. Она все   мечтает, как бы ей «полететь невидимо, куда бы захотела»; а то   такая мысль приходит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на  Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей,   обнявшись...»

 В монологе с ключом (последнем во втором акте)  мы видим женщину, в душе которой опасный шаг уже сделан,  но которая хочет только как-нибудь «заговорить» себя. Она   делает попытку стать несколько в сторону от себя и судить   поступок, на который она решилась, как дело постороннее; но мысли  ее все направлены к оправданию этого поступка. «Вот, -   говорит, - долго ли погибнуть-то... В неволе-то кому весело... Вот  хоть я теперь - живу, маюсь, просвету себе не вижу... свекровь  сокрушила меня...» и т.д. - все оправдательные статьи. А потом  еще обличительные соображения: «видно уж, судьба так хочет...  Да какой же и грех в этом, если я на него взгляну раз... Да хоть  и поговорю-то, так все не беда. А может, такого случая-то еще  во всю жизнь не выйдет...» Борьба, собственно, уже   кончена, остается лишь небольшое раздумье, старая ветошь   покрывает еще Катерину, и она мало-помалу сбрасывает ее с себя.   Окончание монолога выдает ее сердце. «Будь что будет, а я Бориса  увижу», - заключает она и в забытьи предчувствия восклицает:  «Ах, кабы ночь поскорей!»

Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда  другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине  решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее   характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление   освежающее, как мы сказали выше. Без сомнения, лучше бы было,  если б возможно было Катерине избавиться другим образом от  своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли  измениться и примирить ее с собою и с жизнью.

Самое  большее, что они могут сделать, это - простить ее, облегчить  несколько тягость ее домашнего заключения, сказать ей   несколько милостивых слов, может быть, подарить право иметь голос в  хозяйстве, когда спросят ее мнение. Может быть, этого и   достаточно было бы для другой женщины...

Нет, ей бы нужно  было не то, чтобы ей что-нибудь уступили и облегчили, а то,  чтобы свекровь, муж, все окружающие сделались способны удовлетворить тем живым стремлениям, которыми она проникнута,  признать законность ее природных требований, отречься от   всяких принудительных прав на нее и переродиться до того, чтобы  сделаться достойными ее любви и доверия. Нечего говорить о  том, в какой мере возможно для них такое перерождение... 

Менее невозможности представляло бы другое решение -  бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. Несмотря  на строгость формального закона, несмотря на ожесточенность  грубого самодурства, подобные шаги не представляют   невозможности сами по себе, особенно для таких характеров, как   Катерина. И она не пренебрегает этим выходом, потому что она не  отвлеченная героиня, которой хочется смерти по принципу.   Убежавши из дому, чтобы свидеться с Борисом, и уже задумываясь  о смерти, она, однако, вовсе не прочь от побега; узнавши, что  Борис едет далеко в Сибирь, она очень просто говорит ему:   «Возьми меня с собой отсюда».

Впрочем, о значении материальной зависимости, как   главной основы всей силы самодуров в «темном царстве», мы   пространно говорили в наших прежних статьях. Поэтому здесь только  напоминаем об этом, чтобы указать решительную необходимость  того фатального конца, какой имеет Катерина в «Грозе», и,   следовательно, решительную необходимость характера, который бы,  при данном положении, готов был к такому концу.  Мы уже сказали, что конец этот кажется нам отрадным;   легко понять, почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе,  он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя далее жить с  ее насильственными, мертвящими началами.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать