x x
menu

Неоромантические мотивы и импрессионистическая техника письма Кнута Гамсуна

Цель:  организовать деятельность учеников по обобщению и систематизации знаний по теме; выяснить суть понятий «неоромантичные мотивы» и «импрессионистическая техника письма»; создать условия для развития у школьников умений находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задумываться над их художественным значением; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать навыки выразительного чтения; оказывать содействие развитию умения общаться между собой; помочь ученикам осознать ценность общей деятельности.

Тип урока:     урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: портрет Кнута Гамсуна; картина Огюста Ренуара «Танец в городе».

Ход урока.

I.          Организационный момент.

Слово учителя. Мы продолжаем знакомство с романом Кнута Гамсуна «Господин». Сегодня наш урок начнем с литературной пятиминутки. Ваши одноклассники подготовили стихи Людмилы Нестулы, поэтессы из Полтавы, «По следам Господина», «Эдварда» и Лины Костенко «Высокий норвежец, фиорды чистого ума...».

II.        Литературная пятиминутка.

* * * Высокий норвежец, фиорды чистого ума - «Виктория», «Господин», «Мистерия» - это форма была или содержание? После какого фатального раздумья Вы пошли на такой компромисс? Вам фашизм улыбнулся? Показал свои клыки и мускулы? Спасали перо? Заморочила Вас чума? Какая разница - Вы добровольно или должны были? Большой или двуликий. Середины здесь нет. Большой или двуликий. И дышит уже на ладан Талант Ваш, втиснутый Вами В личину, ему чужую… А Вы - Вы же милостью Божьей! Вас люди читали в восхищении. Осияла Ваши книги северная какая-то чистота. И как же с такой музой, На другие музы не похожей, Принять фашизм и признать...

  • И как Вам в новой этой роли?
  • Так как что-то Вас давно не видно.
  • Уже ли по родному городу Вы ходите только ночью?
  • Каждый день приносит страшные какие-то бандероли -
  • Возвращают Вам Ваши книги из всех стран читатели.
  • Вы ставите выше ворот.
  • А все идут отсюда.
  • Или это Вам так только кажется?
  • Это осень так шелестит.
  • Извините им, господин Гамсун. Вас весьма любили люди,
  • А Вы их так надули, они не смогут простить.
  • Вы утром хотите сада, душевного мира.
  • Лежит под кустом «Виктория». На ступеньках валяется «Господин».
  • Все очень просто и ясно. Люди проходили мимо
  • И бросали Ваши книги просто через забор.
  • Уже и пес не ворчит.
  • И осень
  • Охрипшая шорохом льда.
  • И садовник обивает об дерево черные грабли.
  • А люди проходят, проходят, и просто бросают книги.
  • Так просто, как в могилу кладет грудку земли.
  • (Лина Костенко).

Ученица читает стих «Эдварда».

  • Ведь так далеко этот дом
  • И окна злые,
  • Деревья, будто подо льдом,
  • Огни льняные.
  • Дневная радость:
  • Шум ветвей,
  • Песок по склону,
  • Гнездо качается правей,
  • Согласно клену.
  • Теряет в памяти тропа
  • Колесный шелест.
  • Я так отчаянно слепа -
  • Куда мы делись?
  • Кому оставила земля
  • Золу и камень,
  • Покуда гости с корабля
  • Брели веками?
  • Покуда взорван теснотой
  • Янтарных сосен,
  • Мой лес оправдывал постой
  • В стремнине весен.
  • Покуда белотелый вопль
  • Лепил растенья:
  • Холодный лотос,
  • Теплый Лик И наши тени.

Ученик зачитывает стих «Смерть Глана».

  • Вода была рядом,
  • Но мы шагали ловко.
  • Змеиная головка
  • Касалась тростника.
  • По берегу - круги:
  • Мы различали птицу,
  • Готовую разбиться
  • О наши сапоги.
  • Туманилось изобразили.
  • Мы вскидывали руки,
  • Воитель сребролукий
  • Плескался на мели.
  • Подрагивала мгла.
  • Мы говорили громко,
  • Глаза срезала кромка
  • Мышиного крыла.
  • Волна горит.
  • Мы так сильны и слепы,
  • Что кажется нелепо
  • Пытаться нас сберечь.

Слово учителя. Как вы думаете, о чем свидетельствует такой поэтический интерес к роману Кнута Гамсуна «Господин»? (Раздумья учеников о месте Гамсуна в мировой литературе).

ІІІ. Работа над текстом романа.

Лекция учителя с элементами беседы (проверка выполнения домашней задачи).

Учитель. Кнут Гамсун вошел в мировую литературу как «вдохновенный певец любви», который показал обворожительность и драматизм бушующих страстей. Писателя всегда интересовали процессы, которые происходят в человеческой душе. Он считал, что чувства и переживания - это «особый воздух, которым дышит каждая эпоха», и главное, чтобы они всегда оставались чистыми и свежими», наполненными ароматом трав и деревьев, а не горьким вкусом цивилизации. Эти мысли писателя нашли свое отображение в романе «Господин», который начал психологическую линию в норвежской прозе.

Вашей домашней задачей было подобрать примеры импрессионистического пейзажа в романе и найти в тексте портретные характеристики героев. Вы обратили внимание на то, что и пейзаж, и портреты героев отличаются от тех, с которыми мы встречались, изучая литературу XIX столетия. Зачитайте, пожалуйста, примеры портрета Эдварды и Евы.

(Ученики зачитывают).

Учитель. В XIX столетии намечается новое направление развития литературы, в котором причины мотивации человеческого поведения все больше связывают не с социальной окружающей средой, а с глубинными внутренними процессами, которые происходят в душе человека. Эта новация достигает своими корнями не только романтической литературы, а и традиций Золя, Достоевского, Ибсена.

Реализм, художественное достижение предыдущих литературных эпох, характеризуется прежде всего большой информативностью, которая в произведениях воплощалась в описаниях места событий, реалий быта, подробном портретировании героев. Реалистический портрет в литературе несет немалую объективную информацию о человеке - его возраст, социальное положение, темперамент, характер.

Портрет в импрессионистическом произведении, наоборот, почти совсем неинформативный, он состоит из цветов или колористичных деталей, в него вводятся детали, которые вызвали определенные чувства, эмоции у того, кто воспринимает героя. Вы прочитали два портрета. В обоих случаях информация о внешности героинь, их одежде, возрасте, характере очень краткая, вместе с тем имеем впечатление рассказчика от женщин, которых он видит в этот момент. Важными являются эмоции, чувства, которые принадлежат не героиням, а рассказчику. Таким образом, Кнут Гамсун как художник-импрессионист в деталях впечатлений и цветов передает сущностные характеристики своих героев.

А теперь зачитайте, пожалуйста, примеры пейзажа, которые встречаются в романе «Господин».

(Ученики зачитывают).

Учитель. Пейзаж в романе «Господин» отличается от реалистического. Для него характерными являются зарисовки природы, но в них мы не найдем информацию о ландшафте, детализации растительного, животного мира, только впечатление – зрительные, звуковые.

У Гамсуна предметный мир природы почти не обозначен, вместе с тем переданы ощущения от него. О зверях, птицах, деревьях герой лишь догадывается по тем звукам, которые доносятся до него. Яркая метафора передает впечатления от солнца, которое исчезает и появляется снова. Так достигается изображение эффекта вибрации света, которая усиливается колебанием воздуха, переданным как шелест, шуршание, птичье перекликание. Свет и звук являются основными инструментами создания импрессионистического пейзажа.

IV. Работа над характеристикой образов Эдварды и Глана

Работу проводим, используя прием «прокрустовое ложе». Прокруст (с греч. растягивать) - прозвище разбойника Полипемона. По мифам, того, кто попадался ему, он укладывал на собственное ложе: тем, для кого оно было великоватым, он вытягивал ноги, а для тех, кому маленькое, он отрубал ноги. Отсюда и пошло выражение «прокрустовое ложе», мерка, под которую силой подгоняют то, что не подходит. Своеобразной меркой является таблица «Характеристика литературного образа». Она дает возможность ученику подобрать материал, записать его мысли и чувства, поступки, впечатления людей о нем. Все это дает возможность приходить к выводу, счастливый ли герой.

Характеристика литературного героя.

Эдварда         Глан

Внешность героя (героини)            

Черты характера:                 

положительные                   

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать