Цель: организовать деятельность учеников по обобщению и систематизации знаний по теме; выяснить суть понятий «неоромантичные мотивы» и «импрессионистическая техника письма»; создать условия для развития у школьников умений находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задумываться над их художественным значением; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать навыки выразительного чтения; оказывать содействие развитию умения общаться между собой; помочь ученикам осознать ценность общей деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: портрет Кнута Гамсуна; картина Огюста Ренуара «Танец в городе».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомство с романом Кнута Гамсуна «Господин». Сегодня наш урок начнем с литературной пятиминутки. Ваши одноклассники подготовили стихи Людмилы Нестулы, поэтессы из Полтавы, «По следам Господина», «Эдварда» и Лины Костенко «Высокий норвежец, фиорды чистого ума...».
II. Литературная пятиминутка.
* * * Высокий норвежец, фиорды чистого ума - «Виктория», «Господин», «Мистерия» - это форма была или содержание? После какого фатального раздумья Вы пошли на такой компромисс? Вам фашизм улыбнулся? Показал свои клыки и мускулы? Спасали перо? Заморочила Вас чума? Какая разница - Вы добровольно или должны были? Большой или двуликий. Середины здесь нет. Большой или двуликий. И дышит уже на ладан Талант Ваш, втиснутый Вами В личину, ему чужую… А Вы - Вы же милостью Божьей! Вас люди читали в восхищении. Осияла Ваши книги северная какая-то чистота. И как же с такой музой, На другие музы не похожей, Принять фашизм и признать...
- И как Вам в новой этой роли?
- Так как что-то Вас давно не видно.
- Уже ли по родному городу Вы ходите только ночью?
- Каждый день приносит страшные какие-то бандероли -
- Возвращают Вам Ваши книги из всех стран читатели.
- Вы ставите выше ворот.
- А все идут отсюда.
- Или это Вам так только кажется?
- Это осень так шелестит.
- Извините им, господин Гамсун. Вас весьма любили люди,
- А Вы их так надули, они не смогут простить.
- Вы утром хотите сада, душевного мира.
- Лежит под кустом «Виктория». На ступеньках валяется «Господин».
- Все очень просто и ясно. Люди проходили мимо
- И бросали Ваши книги просто через забор.
- Уже и пес не ворчит.
- И осень
- Охрипшая шорохом льда.
- И садовник обивает об дерево черные грабли.
- А люди проходят, проходят, и просто бросают книги.
- Так просто, как в могилу кладет грудку земли.
- (Лина Костенко).
Ученица читает стих «Эдварда».
- Ведь так далеко этот дом
- И окна злые,
- Деревья, будто подо льдом,
- Огни льняные.
- Дневная радость:
- Шум ветвей,
- Песок по склону,
- Гнездо качается правей,
- Согласно клену.
- Теряет в памяти тропа
- Колесный шелест.
- Я так отчаянно слепа -
- Куда мы делись?
- Кому оставила земля
- Золу и камень,
- Покуда гости с корабля
- Брели веками?
- Покуда взорван теснотой
- Янтарных сосен,
- Мой лес оправдывал постой
- В стремнине весен.
- Покуда белотелый вопль
- Лепил растенья:
- Холодный лотос,
- Теплый Лик И наши тени.
Ученик зачитывает стих «Смерть Глана».
- Вода была рядом,
- Но мы шагали ловко.
- Змеиная головка
- Касалась тростника.
- По берегу - круги:
- Мы различали птицу,
- Готовую разбиться
- О наши сапоги.
- Туманилось изобразили.
- Мы вскидывали руки,
- Воитель сребролукий
- Плескался на мели.
- Подрагивала мгла.
- Мы говорили громко,
- Глаза срезала кромка
- Мышиного крыла.
- Волна горит.
- Мы так сильны и слепы,
- Что кажется нелепо
- Пытаться нас сберечь.
Слово учителя. Как вы думаете, о чем свидетельствует такой поэтический интерес к роману Кнута Гамсуна «Господин»? (Раздумья учеников о месте Гамсуна в мировой литературе).
ІІІ. Работа над текстом романа.
Лекция учителя с элементами беседы (проверка выполнения домашней задачи).
Учитель. Кнут Гамсун вошел в мировую литературу как «вдохновенный певец любви», который показал обворожительность и драматизм бушующих страстей. Писателя всегда интересовали процессы, которые происходят в человеческой душе. Он считал, что чувства и переживания - это «особый воздух, которым дышит каждая эпоха», и главное, чтобы они всегда оставались чистыми и свежими», наполненными ароматом трав и деревьев, а не горьким вкусом цивилизации. Эти мысли писателя нашли свое отображение в романе «Господин», который начал психологическую линию в норвежской прозе.
Вашей домашней задачей было подобрать примеры импрессионистического пейзажа в романе и найти в тексте портретные характеристики героев. Вы обратили внимание на то, что и пейзаж, и портреты героев отличаются от тех, с которыми мы встречались, изучая литературу XIX столетия. Зачитайте, пожалуйста, примеры портрета Эдварды и Евы.
(Ученики зачитывают).
Учитель. В XIX столетии намечается новое направление развития литературы, в котором причины мотивации человеческого поведения все больше связывают не с социальной окружающей средой, а с глубинными внутренними процессами, которые происходят в душе человека. Эта новация достигает своими корнями не только романтической литературы, а и традиций Золя, Достоевского, Ибсена.
Реализм, художественное достижение предыдущих литературных эпох, характеризуется прежде всего большой информативностью, которая в произведениях воплощалась в описаниях места событий, реалий быта, подробном портретировании героев. Реалистический портрет в литературе несет немалую объективную информацию о человеке - его возраст, социальное положение, темперамент, характер.
Портрет в импрессионистическом произведении, наоборот, почти совсем неинформативный, он состоит из цветов или колористичных деталей, в него вводятся детали, которые вызвали определенные чувства, эмоции у того, кто воспринимает героя. Вы прочитали два портрета. В обоих случаях информация о внешности героинь, их одежде, возрасте, характере очень краткая, вместе с тем имеем впечатление рассказчика от женщин, которых он видит в этот момент. Важными являются эмоции, чувства, которые принадлежат не героиням, а рассказчику. Таким образом, Кнут Гамсун как художник-импрессионист в деталях впечатлений и цветов передает сущностные характеристики своих героев.
А теперь зачитайте, пожалуйста, примеры пейзажа, которые встречаются в романе «Господин».
(Ученики зачитывают).
Учитель. Пейзаж в романе «Господин» отличается от реалистического. Для него характерными являются зарисовки природы, но в них мы не найдем информацию о ландшафте, детализации растительного, животного мира, только впечатление – зрительные, звуковые.
У Гамсуна предметный мир природы почти не обозначен, вместе с тем переданы ощущения от него. О зверях, птицах, деревьях герой лишь догадывается по тем звукам, которые доносятся до него. Яркая метафора передает впечатления от солнца, которое исчезает и появляется снова. Так достигается изображение эффекта вибрации света, которая усиливается колебанием воздуха, переданным как шелест, шуршание, птичье перекликание. Свет и звук являются основными инструментами создания импрессионистического пейзажа.
IV. Работа над характеристикой образов Эдварды и Глана
Работу проводим, используя прием «прокрустовое ложе». Прокруст (с греч. растягивать) - прозвище разбойника Полипемона. По мифам, того, кто попадался ему, он укладывал на собственное ложе: тем, для кого оно было великоватым, он вытягивал ноги, а для тех, кому маленькое, он отрубал ноги. Отсюда и пошло выражение «прокрустовое ложе», мерка, под которую силой подгоняют то, что не подходит. Своеобразной меркой является таблица «Характеристика литературного образа». Она дает возможность ученику подобрать материал, записать его мысли и чувства, поступки, впечатления людей о нем. Все это дает возможность приходить к выводу, счастливый ли герой.
Характеристика литературного героя.
Эдварда Глан
Внешность героя (героини)
Черты характера:
положительные
Страницы:
1 2