x x
menu

Народные легенды «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне»

Цель:          исследовать через содержание легенд «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне» реальные и фантастические элементы человеческого поведения, черты характера, давние представления о добре и зле, их роли в жизни человека; формировать навыки выразительного чтения, пересказа легенд близко к тексту; воспитывать положительные черты характера, любознательность. Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстрации к ним.

Тип урока:      урок-исследование.

Пустынное пространство,

как душа без мифа.

Лина Костенко

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Расскажу вам о прошлом, Что уже мхами поросло, Что, потомками забыто,

За водой поплыло.

Перед вами старинные Пройдут волнами времена, Из могил к вам отзовутся Наших предков голоса...

Строки стиха известного украинского поэта Александра Олеся звучат словно от лица каждого, кто стремился донести к читателям дух далекого времени.

Еще с давних времен люди стремились понять, откуда появился мир, почему ночь сменяет день, от чего бывает ветер, как возникает дождь.

 

Давние люди старались объяснить эти явления могущественными сверхъестественными силами богов и духов, которым все подвластно в мире. Так появились мифы и легенды.

II.  Актуализация опорных знаний

Что называется легендой?

Игра «Познай легенду»

Ученики слушают отрывки из изученных на предыдущем уроке легенд, называют их.

  • 1. А черт жил где-то так в домах, где жил. Так Бог пришел к черту да и повел черта к Днепру, чтобы нырнул и вынес песок в руке... (Легенда «О создании земли»)
  • 2. Когда пришло солнце, то оно разделось и повесило свои ризы на лесы да и пошло в дом. Сестра, увидев, что солнце повесило ризы, быстро побежала к брату, который едва не умер от жары... (Легенда «Почему бывает печальное Солнце»)

 

•III.   Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

•IV.     Постановка проблемной задачи

Выяснить роль добра и зла в жизни человека.

V. Осознание и восприятие учебного материала

•1.     Выразительное чтение легенды «О звездном Возе» учителем и учениками.

•2.     Беседа по смыслу.

  • Какое несчастье случилось с людьми в неизвестном крае?
  • Какие черты характера имела девушка?
  • Какие моменты свидетельствуют об образовании звездного Воза?

•3.     Выразительное чтение легенды «О ветре» учителем и учениками.

•4.     Cловарная работа по смыслу текста.

•5.     Беседа по смыслу.

 

  • Кто мешал хозяину веять зерно?
  • Как повел себя человек с ветром?
  • Как ветер отомстил хозяину за его поступок?
  • Какая главная мысль этой легенды?

•6.     Выразительное чтение легенды «Об огне» учителем и учениками.

•7.     Беседа по смыслу.

  • Какие символические образы появились в вашем воображении?

8. Работа над иллюстрациями к народным легендам (метод «Микрофон»).

VI. Осмысление учебного материала

1. Ток-шоу «Я так думаю» (по проблемной задаче, поставленной вначале урока).

Дети высказывают собственные мысли относительно проблемной задачи и обсуждают на уроке.

2. Тестовая работа по изученному материалу.

  • 1) Сколько звезд вылетело из перекинутого кувшина?

а) Семь;                        б) шесть;                 в) восемь.

  • 2) Какой рисунок образовали звезды?

а) Лодки;                  б) телеги;                в) медведя.

3) Что символизировала малая звезда?

а) Душу девушки;     б) душу собаки;        в) душу больного.

  • 4) Хозяин рассердился из-за того, что ему мешал веять зерно?

а) Ветер;                       б) дождь;                в) снег.

  • 5) Когда начался пожар?

а) Ночью;                  б) утром;                 в) днем.

6) Какая тема объединяет эти легенды?

а) Так необходимо жить, чтобы никому зла не совершать;

б)   доброе имя - лучшее богатство;

в)   никто не знает, что его в жизни ждет.

VII.           Итог урока

  • Какая легенда вам больше всего понравилась?
  • Какому герою вы хотели бы подражать? Почему?
  • Какой вывод вы сделали для себя, исходя из этого урока?

VIII.          Домашняя задача

  • 1. Выразительно читать и пересказывать легенды «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне».
  • 2. Инсценировать любой отрывок из легенды (на выбор учеников).
  • 3. Подобрать пословицы, созвучные с содержанием легенд.
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать