Цель: исследовать через содержание легенд «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне» реальные и фантастические элементы человеческого поведения, черты характера, давние представления о добре и зле, их роли в жизни человека; формировать навыки выразительного чтения, пересказа легенд близко к тексту; воспитывать положительные черты характера, любознательность. Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстрации к ним.
Тип урока: урок-исследование.
Пустынное пространство,
как душа без мифа.
Лина Костенко
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Расскажу вам о прошлом, Что уже мхами поросло, Что, потомками забыто,
За водой поплыло.
Перед вами старинные Пройдут волнами времена, Из могил к вам отзовутся Наших предков голоса...
Строки стиха известного украинского поэта Александра Олеся звучат словно от лица каждого, кто стремился донести к читателям дух далекого времени.
Еще с давних времен люди стремились понять, откуда появился мир, почему ночь сменяет день, от чего бывает ветер, как возникает дождь.
Давние люди старались объяснить эти явления могущественными сверхъестественными силами богов и духов, которым все подвластно в мире. Так появились мифы и легенды.
II. Актуализация опорных знаний
Что называется легендой?
Игра «Познай легенду»
Ученики слушают отрывки из изученных на предыдущем уроке легенд, называют их.
- 1. А черт жил где-то так в домах, где жил. Так Бог пришел к черту да и повел черта к Днепру, чтобы нырнул и вынес песок в руке... (Легенда «О создании земли»)
- 2. Когда пришло солнце, то оно разделось и повесило свои ризы на лесы да и пошло в дом. Сестра, увидев, что солнце повесило ризы, быстро побежала к брату, который едва не умер от жары... (Легенда «Почему бывает печальное Солнце»)
•III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
•IV. Постановка проблемной задачи
Выяснить роль добра и зла в жизни человека.
V. Осознание и восприятие учебного материала
•1. Выразительное чтение легенды «О звездном Возе» учителем и учениками.
•2. Беседа по смыслу.
- Какое несчастье случилось с людьми в неизвестном крае?
- Какие черты характера имела девушка?
- Какие моменты свидетельствуют об образовании звездного Воза?
•3. Выразительное чтение легенды «О ветре» учителем и учениками.
•4. Cловарная работа по смыслу текста.
•5. Беседа по смыслу.
- Кто мешал хозяину веять зерно?
- Как повел себя человек с ветром?
- Как ветер отомстил хозяину за его поступок?
- Какая главная мысль этой легенды?
•6. Выразительное чтение легенды «Об огне» учителем и учениками.
•7. Беседа по смыслу.
- Какие символические образы появились в вашем воображении?
8. Работа над иллюстрациями к народным легендам (метод «Микрофон»).
VI. Осмысление учебного материала
1. Ток-шоу «Я так думаю» (по проблемной задаче, поставленной вначале урока).
Дети высказывают собственные мысли относительно проблемной задачи и обсуждают на уроке.
2. Тестовая работа по изученному материалу.
- 1) Сколько звезд вылетело из перекинутого кувшина?
а) Семь; б) шесть; в) восемь.
- 2) Какой рисунок образовали звезды?
а) Лодки; б) телеги; в) медведя.
3) Что символизировала малая звезда?
а) Душу девушки; б) душу собаки; в) душу больного.
- 4) Хозяин рассердился из-за того, что ему мешал веять зерно?
а) Ветер; б) дождь; в) снег.
а) Ночью; б) утром; в) днем.
6) Какая тема объединяет эти легенды?
а) Так необходимо жить, чтобы никому зла не совершать;
б) доброе имя - лучшее богатство;
в) никто не знает, что его в жизни ждет.
VII. Итог урока
- Какая легенда вам больше всего понравилась?
- Какому герою вы хотели бы подражать? Почему?
- Какой вывод вы сделали для себя, исходя из этого урока?
VIII. Домашняя задача
- 1. Выразительно читать и пересказывать легенды «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне».
- 2. Инсценировать любой отрывок из легенды (на выбор учеников).
- 3. Подобрать пословицы, созвучные с содержанием легенд.