Цель: Продолжить знакомить учеников с народными
сказками, учить детей определять главную мысль произведения, определять средства, которыми в произведении достигается эта цель; формировать умение читать в лицах, правильно интонировать язык действующих лиц; воспитывать способность выходить с затруднительного положения и побеждать; углублять чувство любви и уважения к родителей.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Мудрая девушка» из серии «В мире сказок»; сборника украинских народных сказок.
тип урока: урок-путешествие.
Мудрость — лучше всего богатства. Народная пословица
ХОД УРОКА
И. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников
Сегодня у нас необыкновенный урок. Я приглашаю вас осуществить путешествие в мир сказки.
А какой сказки, то вы узнаете, когда соедините стрелочками буквы и прочитаете ее название.
Посудите, о чем может идти речь в сказке с таким названием. (Дети знают содержание сказки, поэтому легко выполняют задачи.)
О девочке, которая была умная, сообразительная, очень любила своего отца и помогала ему. Она была из бедной семьи, но мудрости имела больше, чем ее дядя богатый и господин.
— Отвечает ли эпиграф нашему уроку. (Да, отвечает.)
— ПоПочему? Объясните. (Так как не богатство красит человека, а ее мудрость.) На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о сказке,раскроем прекрасные черты характера, которые присущи нам, украинцам. А если их не хватает у нас, то мы их позаимствуем в Маруси - главной героини нашей сказки.
Итак, вы должны:
- углубить знание о сказке, ее особенностях;
VII. уметь выразительно читать сказку в лицах;
VIII. любить отца, маму, своих родных.
II. Повторение изученного
Для того чтобы отворились нам двери в сказку, нужно даты ответ на вопрос.
- Что называется сказкой? (Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастические события.)
- Какое строение имеет сказка? (Вступление, основная часть и концовка.)
- На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, фантастических, или волшебные, и быту.)
- А к какому виду принадлежат сказки «О правде и несправедливости» и «Мудрая девушка»? (К бытовым сказкам.)
III. Работа со сказкой «Мудрая девушка»
1. Словарная работа.
Чтобы вам в сказке все было понятно, мы познакомимся с отдельными словами и составим с ними словосочетание.
а) Кто скажет, что называется словосочетанием? (Два или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически.)
б) Где мы получаем знание о словосочетании? (На уроках родного языка.)
2. Беседа.
- Назовите действующих лиц сказки.
- Кто главный герой сказки?
- Где происходят события?
3. Анализ содержания сказки, выборочное чтение,
- Почему возникший спор между двумя братьями? Как они решили его решить?
- Прочитайте, Почему господин загадал братьям загадку? Зачитайте ее.
- Как эту загадку отгадал богатый брат? Прочитайте загадку, которую предложила Маруся.
- Почему господин рассердился, когда узнал, что его загадку отгадала дочурка бедняка.
- Сколько еще загадок отгадала девочка? Прочитайте текст, где речь идет о второй и третей загадке.
- Во время чтения какого эпизода вы волновались, а где улыбались?
10.Какими строками сказки можно подписать иллюстрации? (Работа с иллюстрациями.)
4. Чтение диалогов в лицах.
Дети в парах готовят выразительное чтение одного из диалогов. Задача (на карточках):
11.выбрать нужно тон;
12.уметь убеждать, сочувствовать, захватываться, приходить в негодование;
13.воссоздать в диалогах и поведении характер своих персонажей;
14.роль жестов, мимики
- Каким проявил себя господин в соревнованиях по Марусей на сообразительность? О чем это говорит?
VI. Как бы вы еще назвали Марусю, кроме мудрая?
6. Дети, вам была задача записать два пословицы об уме и мудрости. Зачитайте их.
VII.Мудрым не уродился, а научился.
VIII.Перед умом и сила уступает.
IX. Ум за деньги не купишь.
- Ума не одолжишь.
XI. Глаз видит далеко, а ум еще дальше.
XII. Мудрость - большое богатство.
7. Каким известным вам пословицам можно охарактеризовать основную мысль сказки? (Не богатство красит человека, а ум.)
IV. Итог и обобщения изученного
- Кем симпатизирует народ в сказке? Над кем незлобно смеется или откровенно насмехается?
- Как вы думаете, что одобряется, а что осуждается?
- Кем была Маруся для отца? Какие отношения властвовали между ними? Из чего это видно?
- Почему отец обращается за помощью не к уважительным, опытным людям, а к своей юной дочурке?
- А с вами совещаются родители? Или готовы вы помочь им в затруднительной ситуации?
- Какие черты характера вы позаимствуете в Маруси?
- Изменится ли ваше поведение после прочтения сказки?
- Чего учит нас сказка «Мудрая девушка»?
- Какие черты характера традиционно присущие украинцам, особенно украиночкам?
V. Мотивация оценок
VI. Задача домой
Прочитать сказку «О жар-птице и волке». Нарисовать иллюстрации к сказке, придумать подписи (задачи индивидуальные).