Цель: Ознакомить с шедеврами живописи и поэзии, посвященными библейской теме, сделать вывод о магической силе вечных сюжетов Книги книг, учить сравнивать литературные произведения, находить интертекстуальные элементы, писать, придерживаясь научного стиля; развивать письменную связную речь; воспитывать интерес к сравнительному анализу литературных сочинений.
Оборудование: Библия, тексты стихов О. Пушкина, И. Бунина, О. Жемчужникова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
А. Ахматова
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Пересказ притчи о добром самарянине, о горчичном зерне.
II. Обобщение и систематизация знаний
1. слово учителя
Библейские темы и мотивы через вечность, и высочество моральных идеалов были и являются любимыми для многих поэтов, писателей, художников. На протяжении многих столетий обращаются к библейским сюжетам творцы разных уровней: от гениальных до никому не известных.
Сегодня мы обратимся именно к таким перепевам библейских сюжетов талантливыми русскими поэтами.
2. литературная композиция
1-и ученик-чтец декламирует стих К. Бальмонта «Одна есть в мире красота».
- Одна есть в мире красота.
- Не красота богов Эллады,
- И не влюбленная мечта,
- Не гор тяжелые громады,
- И не моря, не водопады,
- Не взоров женских чистота.
- Одна есть в мире красота -
- Любви, печали, отреченья
- И добровольные мученья
- За нас распятого Христа.
1893
Художн.. Рембрандт. Возвращение блудного сына
2-и ученик-чтец рассказывает поэзию А. Ахматовой «В каждом древе распятый Господь».
В каждом древе распятый Господь,
- В каждом колосс тело Христово.
- И молитвы пречистое слово
- Исцеляет болящую плоть.
- Кого когда-то называли люди Царем
- в насмешку Бог, в самом деле,
- Кто был убит - и чье орудье пытки
- Согрето теплотой моей грудь...
- Укусили смерть свидетели Христовы,
- И сплетницы-старухи, и солдаты,
- И прокуратор Рима - все прошли.
- Там, где когда-то возвышалась арка,
- Где море билось, где чернел утес,
- Их вышили в вине, вдохнули с пылью жаркой
- И с запахом бессмертных роз.
- Ржавеет золото и истлевает сталь,
- Крошится мрамор - к смерти все готово.
- Всего прочнее на земле печаль
- И долговечней - царственное слово.
1945
3-и ученик-чтец декламирует поэзию Б. Пастернака «Дурные дни».
Дурные Дни
- Когда на последней неделе
- Входил вон в Иерусалим
- , Осанны навстречу гремели,
- Бежали с ветвями за ним.
- А дни все грозней и суровей, любовью не тронуть сердец.
- Презрительно сдвинуты брови, и вот послесловье, конец.
- Свинцовою тяжестью всею легли на дворы неба. искали улик фарисеи, юля перед ним, как лысая.
- И темными силами храма он отдан подонкам на суд, и с пылкостью той же самой
- Как прославляли прежде, клянут.
- Толпа на соседнем участке, Заглядывала из ворот,
- Толклись в ожиданье развязки и тыкались взад и вперед.
- И полз шепоток по соседству,
- и слухи с многих сторон.
- и бегство в Египет и детство
- Уже вспоминались, как сон.
- Припомнился скат величавый
- В пустыне, и крутизна,
- С которой всемирной державой Его соблазнял сатана.
- И брачное пиршество канет, и чуду дивящийся стол, и море, в котором в тумане
- Вон к лодке, как засуху, шел.
- И сборище бедных в лачуге,
- и спуск со свечою в подвал,
- Где вдруг она лозунг в испуге,
- Когда воскрешенный вставал...
3. Выступление ученика-искусствоведа с рассказом о картине
Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668). Эрмитаж
Евангельская притча о блудном сыне рассказывает, о том, как легкомысленный юноша, забрав свою частицу родительского имущества, оставил родительский дом в поисках развлечений. Пережив немало испытаний и стыда, он решил возвратить в родительский дом, где нашел прощение, любовь и отдых.
Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Он неоднократно использовал ее в офортах и рисунках. В картине величественная идея воплощается в лаконичной и выразительной композиции. Доминируют четкие вертикали спокойных и величественных фигур, которые застыли в немоте. Одежда отца спадает широкими складками, очертания его фигуры полностью включают у себя контуры фигуры сына, который еще больше подчеркивает неразрывная связь этих двух людей и предоставляет группе особой монументальности.
Эмоциональное влияние картины определяется неразрывным объединением освещения и колорита. В ярком бушевании цветов фигуры будто вырастают из тьмы, и среди приглушенных зеленовато - и красновато-коричневых тонов окружения и сиял света более всего выделяется красный цвет плаща отца. Особую широту и свободу имеет в этой картине сложная живопись, характерная для позднего искусства Рембрандта. В освещенных местах краска накладывается объемно - часто не кистью, а шпателем или пальцем. Поверхность картины, которая вблизи кажется хаотичной палитрой разной формы мазков, на расстоянии становится выразительной и впечатляющей.
4. Подготовка к творческой работе
«Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»
1) Цель работы - прочитать стихи О. Пушкина, И. Бунина, О. Жемчужникова, сравнить их с известными библейскими сюжетами, сделать вывод об общем и отличном в этих произведениях и эпизодах Священного Письма (или идет поэт за библейским сюжетом, или прибавляет что-то к нему, в какой мере...)
2) Стиль преподавания - научный. Начало может быть таким:
«Равнодушных к библейским сюжетам среди творцов нет. Не стали исключением и такие русские поэты, как О. Пушкина, И. Бунин, О. Жемчужников...»
Притча о сеятеле и семенах.
Шел сеятель с зернами в поле и сеял; и ветер повсюду то зерно развеял. Одни по дорогое упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой, На них нападает голодная стая. Другие на камень бесплодный легли и вскоре без влаги и корня взошли,- и в пламенный полдень дневное светило Былинку палящим лучом иссушило. Средь терния пало иное зерно, и в тернии диком заглохло оно... Напрасно шел дождь и с прохладной зарею, Поля освежались небесной росой; Одни за вторыми проходят года - Вот зерен тех нет, и не будет плода. Но в добрую землю упавшее семя, Как жатвы настанет урочное время, Готовя стократно умноженный плод, Высоко, и быстро, и сильно растет, и блещет красотой, и жизнью дышит... имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!
1851 (Алексей Жемчужников)
Свободы сеятель пустошный, Я вышел рано, к звезды; Рукой чистой и безвинной, В порабощенные бразды, Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Паситесь, мирные народы Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дарит свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
(А. С. Пушкин)
- И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
- И лазурь, и полуденный зной...
- Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
- «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
- И забуду я все - вспомню только вот эти
- Полевые пути границ колосьев и трав -
- И вот сладостных слез не успею ответить,
- К милосердным коленям припал.
(И. Бунин)
5. написание творческой работы
Работа в черновиках.
III. Итоги урока
«микрофон»
В поэзиях на библейскую тему меня поразило...
IV. Домашнее задание
Переписать работу в тетради.