Цель: способствовать воспитанию толерантности, чувства коллективизма, сплочённости, уважительного отношения между учащимися.

Задачи:

познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности;

способствовать пониманию учащимися своего статуса как члена общества, как гражданина России;

развивать способность адекватно и полно познавать себя и других;

способствовать развитию у школьников самосознания, помогать увидеть себя и других такими, какие они есть;

способствовать пониманию учащимися того, что толерантность начинается с признания разнообразия.

В современном мире в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм, популяризирующийся средствами массовой информации, негативное социальное окружение детей все больше проникают в школу. Поэтому процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности должен активно развиваться и соответствовать социальному запросу.

Одной из наиболее частых причин обращения классных руководителей к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости, неумение разрешать конфликты, агрессивность и эгоизм как следствие отсутствия у школьников навыков и умений толерантного общения.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), ТоЛерантность Означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человечеСкой индивидуальности». Воспитание толерантности способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике существует большое количество высокоэффективных методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалогов (дискуссий, диспутов, дебатов). Но для учащихся начальной школы, в силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальными и результативными являются игра как форма воспитания толерантности, а также игровые элементы и приемы игротренинга. Надеемся, что представляемые приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе.

Упражнение «Антиподы»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем осуществляется обсуждение полученного результата. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.

Упражнение «Минусы — в плюсы»

Учитель обращает внимание ребенка на таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

Упражнение «Камушек в ботинке»

У каждого имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине»

Естественно, что каждый человек является носителем индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его лучшим качеством. То же самое полезно проделать в парах, направить друг на друга доброжелательность и внимательность.

Упражнение «Мой идеальный образ»

Учитель просит ребенка нарисовать свой портрет из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на хорошие и плохие. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существуют четыре жизненные позиции по отношению к себе и к другим: «я — в порядке, ты — в порядке» — позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. «Я — в порядке, ты — не в порядке»: Я — Принц, а ты — Лягушка — позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойными себя. «Я — не в порядке, ты — в порядке» — позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. «Я — не в порядке, ты — не в порядке» — позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Можно разобрать отвлеченные ситуации, которые могли бы происходить с детьми, проанализировать с точки зрения этих позиций.

Эти приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной работе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении кого-либо, также они могут стать материалом для проведения классного часа с последующей организацией групповой рефлексии. Необходимо отметить, что использование этих приемов обязывает классного руководителя иметь высокую степень доверительности в отношениях с детьми, безусловное их принятие и поддержку.

Толерантность — интегрированное качество: если она сформирована, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой ситуации проявляются межличностная, социальная, национальная нетерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к группе; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере. Все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы по воспитанию толерантности у учащихся.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться в системе: «родители — дети — учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка — школы и семьи.

Также и старшеклассники могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

В игровой форме можно провести классные часы, тематические занятия «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?», «Самый, самый», «Классная книга рекордов и достижений».

В тренинговой форме можно провести классные часы: «Учись владеть собой»; «Хотеть — наполовину мочь», «Комплименты», «Диалог с собой», «Легко ли быть не таким»; «Терпимое отношение к людям»; «Атмосфера доверия и доброжелательности»; «Основы бесконфликтного общения».

В форме творческих дел и формате коллективных мероприятий можно составить «Атлас класса», создать «Наш класс — мирный дом», доказать, что «Солнце светит всем» и провести многие другие мероприятия.

Таким образом, на этапе формирования толерантности у младших школьников, особенно учащихся первых классов, только входящих в ответственную жизнь взрослых, особенно важно:

Сформировать детский коллектив, воспитывать дух единства и взаимоответственности.

Развивать потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании.

Научить ребенка сознательно относиться к проявлениям индивидуальности окружающих, научить толерантно и корректно выражать свои мысли и эмоции.

Воспитывать в духе доброжелательности, самовоспитания и уважения традиций.

Борисова Валентина Григорьевна,

Социальный педагог ГБОУ СОШ № 489 Московского района Санкт-Петербурга

Иванова Наталья Николаевна,

Социальный педагог ГБОУ СОШ № 508 с углубленным

Изучением предметов образовательных областей

«Искусство» и «Технология»

Московского района Санкт-Петербурга

Ходжаян Светлана Георгиевна,

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 508

С углубленным изучением предметов образовательных

Областей «Искусство» и «Технология»

Московского района Санкт-Петербурга