x x
menu

Монолог и диалог в вертепной драме П.Кулиша «Иродова морока»

Достаточно напряженным является диалог между Иродом и Смертью - это своеобразное противостояние двух антидуховных сил, в котором каждая из сил стремится довести свою значимость:

  • Ирод
  • Аз есьмь богат и славен
  • И мне совсем никто не равен
  • Смерть
  • Безумец! Всего мира я силой нахожусь:
  • С начала века никому я не клонюсь
  • Аз есьмь монархиня, всего мира госпожа.

Во второй части драмы (нижние этажи) чаще всего относились и разыгрывались сценки на бытовые темы из жизни простого люда.

Часть вторая вертепной драмы, начинается диалогом Деда и Бабы, которые выражают радость по поводу того, что погиб Ирод:

  • Вот теперь и нам припало
  • Как Ирода не стало.

а Хор, исполняя песню «Ой под вишней, под черешенкой», вводит зрителя в атмосферу праздничного действа. Такое поведение Деда и Бабы вызывает удивление у Солдата:

  • Твори вас черт здесь разносил
  • Ведь тотчас потащу к офицеру
  • Штаб вы знали крестьянску веру

Солдат, будучи всегда исполнителем воли верховной власти, в вертепной драме осуществляет подобную функцию - пересказывает сущность того, что состоялось на верхнем этаже вертепа, и таким образом связывает сущность событий «на горе» и «внизу». Все это он осуществляет в форме монолога-сообщения.  В следующих сценах вертепной драмы представлены короткие семейно бытовые диалоги представителей разных национальностей, в частности, цыган, венгров, поляков, украинцев.  Да, диалог Цыгана с сыном и женой носит этикетно-бытовой характер. Он краток, состоит из нескольких реплик, в которых называются отдельные предметы лишь с целью сообщения:

  • Цыган
  • А хлеб же есть?
  • Сын
  • Где бы он взялся? Нет.

В этом диалоге раскрывается отношение женщины к мужчине, образ жизни представителей этого народа: «Фун, фун, фанфара ! Проживем без хаты». Лишь реплика Цыгана является одухотворенной: «Айда ж к шатру детей кормить...».

Специфическим является диалог Венгра с Венгеркой, в котором женщина лишь слушает восхваление мужчины: «Мои поля, моя вода, моя земля, мое в болоте, мое все», не сказав ни одного слова. В этой речи оказалось пренебрежительное отношение Венгра к своей жене, которая верно ожидала мужчину, а в ответ услышала от него: «Як поеду я от тебя, заплачешь по мне».

Более грубым в отношении к женщине оказался Поляк, который при всем народе оскорбил свою жену. Особенно выделяется с точки зрения духовности во второй части вертепной драмы монолог Запорожца, который прибегает к самохарактеристике:

  • А хорошо очень я сделал
  • Словно десятки врагов побил.
  • Страшными для Униатского попа стали слова Запорожца:
  • Не бил униатских я попов
  • Из живых из них кожу я лупил....
  • А монологическая реплика-размышление Запорожца, как он следующий свой день проведет:
  • А утром можно и к Хвески

Где хлестнуть мокрухи..., переводит зрителей к следующей сцене, в которой происходит наставление Запорожцем Черта с ироническими замечаниями по адресу последнего:

  • Ух! Черт в баклаг влез!
  • Глянь, глянь, какое он чудной
  • Да по-правде говоря страшной:
  • Глаза по пятаку,
  • А язык вывалил, словно он собака!

Завершает этот диалог Запорожец репликой-пожеланием к зрителям:

  • «По сему языку
  • Будьте здоровы,
  • что раскрывает доброжелательное отношение Запорожца к простому люду.
  • В следующем диалоге между Цыганом и Климом, просматривается четкая установка Цыгана на то, чтобы обмануть Клима:
  • Цыган
  • Отдай нам свинью, мы ее научим
  • Холянди танцевать -
  • В огород не будет уже скакать

Но Клим оказался не таким уже и наивным и доверчивым: он решил подарить Благодарность наихудшую свинью, получив от него благодарность: «Со благодарностью приемлем. И вою объемлем». И только в монологе Клима зрителю стало понятным настоящее отношение его к Дьяку:

  • Гляди, как пресучий дьяк благодарил красиво
  • Что даже слезы в глаза навертелись.
  • Да, правда, есть за что и благодарить:
  • Свинья, хоть куда свинья
  • Ребра так и светятся.

То есть монолог служит средством выражения внутреннего состояния Клима, раскрывает его мысли, которые были направлены на то, чтобы проучить ненавистного и прожорливого представителя церкви.

Последняя сцена вертепной драмы демонстрирует безразличное отношение Клима к своему животному, как хозяина. Клим «до цикався» до того, что коза не выдержала и убегала да еще и не куда-либо, а под Иродов, трон. Тогда, как хозяин во всем сделал винного соседа Макогоненко Грицка.

А с помощью языка макаронизма действующих лиц в предпоследней яви создается еще и веселое настроение зрителей:

  • Бедная же моя головушка! Козу убил!
  • Понесу же да отдам собаке шкуру
  • А женщине пошью из мяса тулуп.
  • И уже вовсе не несут никакого духовного воодушевления в последней яви вертепной драмы реплики Крестьянина и Артиллериста. Это короткие реплики типа:
  • Артиллерист
  • Вези, не отговаривайся !
  • Крестьянин
  • А уже же потому что мне и кушка!

Следовательно, монологи и диалоги вертепной драмы в первой части раскрывают стремление демонических сил Ирода, Черта, уничтожить новорожденного Христа, а во второй части этой драмы на социально-бытовом уровне раскрывается направленность мыслей и стремлений представителей разных социальных слоев: Цыган направляет свои мнения, стремления и действия, только на то, чтобы кого-то обмануть; Поляк и Венгр в отношении к своим близким демонстрируют грубость; Дьяк не расстается с теми подарками, которые ему дают на селе, а следовательно по-своему паразитирует; крестьянин Клим обмишуливает Дьяка и от этого получает удовольствие. Все это привлекало зрителей к вертепу, поскольку в нем оказывалось «народные пересказы» всех процессов, которые происходили обществе. А потому вертеп был одной из самых ярких форм приближения литературы и искусства к массе народа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать