Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого «...вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) - это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ - началу ХХ в..».

А. Козлов в книге «Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров» отметил, что «...своеобразной вариацией жанра драмы, могла бы стать перед нами в настоящий момент вертепная драма... вертеп был такой оригинальной драмой, в которой оказывалось народное виденье гармонии и дисгармонии христианских и народных идеалов...».

М. Сулима заметил то, что «...про популярность адаптированной рождественской драмы (собственно вертепа) свидетельствуют драматичные произведения ХIХ-ХХ века, авторы которых во время работы над ними сознательно ориентировались на вертеп. Это «Иродова морока» Пантелеймона Кулиша, «Вертеп» и «Милость Божья» Людмилы Старицкой-Черняховской...».

Следовательно, исследователи вертепной драмы акцентировали внимание преимущественно на особенностях этого жанра, пытаясь объяснить «живучесть» вертепной драмы, мотивировать причины ее популярности среди украинских драматургов ХИХ-ХХ веков. Но вопрос об особенностях монологов и диалогов как средств выражения духовности действующих лиц вертепной драмы ими не рассматривалось.

В записи вертепной драмы М. Маркевича, которая является одной из самых старых, особенное внимание зрителя и читателя привлекает Хор, который по мнению Патриса Паве «...выполняет роль комментатора, роль лирического посредника, роль эпического координатора эпизодов... часто хор - это выражение взглядов определенного зрителя-судьи; бывают, хор заменяет собой «внутренний» язык автора».

  • Именно в пении Хора звучит сначала призыв:
  • Восстаньте ото сна и благо сотворите
  • Рождавшегося Христа повсюду возвестите;
  • Сеет вам, люди, охотно глаголю
  • И благословите: пойду да позвоню.

а затем Хор извещает хорошую весть о том, что «Бог сегодня рождается».

Хор воспевает рождение Христа и сообщает всем об опасности:

  • Где-то Ирод грядет в стране своя Вифлеемской
  • Плените все храмы
  • Дабы искати Христа нарожденна

давая оценку действиям и поступкам Ирода, он называет его «преокаянным».

В следующих сценах вертепной драмы функции и сущность Хора становятся еще весомее и значимыми. Да, Хор обращается к Царям с просьбой защитить Христа, указывая им как нужно себя вести с Иродом:

  • Отвещайте ему
  • Идем же к мальв дневному;
  • К мальв дневному идите
  • И мя возвеселите.
  • Хор также осуждает действия Ирода и Воинов, какие по-лакейски выполняют его приказы:
  • Ирод несыт
  • Велит убить
  • А воин терзает
  • И убивает.
  • Дальше Хор выступает в роли комментатора действий таких злотворцев, как Ирод, Смерть, Черт: «Тут смерть выходит, речет к нему вину...». А когда Ирод погибает от косы Смерти, Хор извещает о том, что зло уничтожено:
  • Не ведал же он, что истребится
  • И царство его в конец разорится.
  • Заслуга его знатна всем и явная
  • За то и адская бездна изготовлена
  • О, Ирод преокаянный!

Следовательно, в первой части вертепной драмы Хор выступает в роли действующего лица, которая комментирует действия других действующих лиц, дает им характеристику, выражает взгляды зрителя на изображаемые события в произведении, сообщает о ходе тех или других событий, осуществляет исторический экскурс.

Реплики диалогов остальных действующих лиц первой части вертепной драмы за формой коротки, очень эмоциональны. В них принимают участие преимущественно антидуховные действующие лица такие, как Ирод, Смерть, Черт, Воины и другие. Каждая реплика диалогов злотворцев порождает в них неадекватную реакцию. А особенно бесится Ирод, когда узнает о рождении Иисуса.

Вынуждает нервничать Ирода обращения к нему Рахили: «Ирод пребеззаконный, мучителю стоадский». В этой короткой реплике дается меткая оценка действиям и поступкам Ирода.  С помощью такого аналитического приема, как внутреннее вещание, в драме представлено то, как Ирод «тихо, сам с собою» рассуждает:

  • Увы, какая  с сих времен возникла перемена
  • Думавши мне вечно жить, близится кончина
  • Однако же я со смертью сражаться буду.