Модернизм как неоклассическая модель культуры, самое новое и самое последовательное воплощения эстетико-художественного переворота ХХ ст.

Авангардизм и его основные течения. Судьба реализма. Элитарная и массовая культуры.

Цель: ознакомить учеников с понятиями «модернизм», «авангардизм», их течениями, видоизменениями реализма, элитарной и массовой культуры; развивать навыки определения ведущих тенденций в искусстве, самостоятельной работы с источниками информации, оценивание художественных явлений; воспитывать стремление к культурному образованию, эстетичный вкус; расширять кругозор школьников.

Оборудование: образцы произведений разных течений искусства, в частности и литературы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Первая половина ХХ ст. в литературе обозначена активным творческим поиском новых путей воспроизведения событий, современных или исторических. Одни писатели стремились изображать жизнь в узнаваемых формах, без украшений, другие в метафоричности искали и находили возможности для создания аллегорических картин бытия. Именно в настоящее время чуть ли не ярчайше проявилась противоречивая сущность человека, который стремится к добру, страдает за него, но часто поступает плохо, забыв, что зло может породить лишь зло. Немецкий поэт Эрнст Шумахер писал об этом так: «Человек добрый, но он убивает брата своего, предает своего ближнего. Душит такого, как и он сам, испепеляет других, несет миру смерть. Человек добрый, так как умирает ради своего брата, заступается за ближнего. Помогает таким, как он сам, братается с другими, несет миру жизнь. Человек - добрый. Слева, где бьется сердце мира, видит поэт спутников своей мечты, грядущих наилучших людей».

О человеке и его самовыражении в искусстве поговорим на сегодняшнем уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний.

Клоуз-Тесты

Продолжите предложение.

1)            Основные исторические события первой половины ХХ ст. …

2)            Ведущие философы этой эпохи…

3)            Глубокий структурный переворот в эстетичном сознании и художественном творчестве в первой половине ХХ ст. состоялся через…

4)            Основная теория Ф. Ницше заключается В…

5)            З. Фрейд определил роль…

6)            Совокупность литературно-художественных течений на изломе столетий имеет название…

IV...         Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Лекция учителя с демонстрацией иллюстраций и работой со словарем литературоведческих терминов.

- Если в выборе тем, сюжетов, образов писатели всегда, так или иначе, прикованы к своему времени, так как не художник выбирает время, а время - художника, то формы художественного изображения развиваются не по законам истории, а по законам искусства, которые, по меньшей мере, зависят от хода политических событий. Ведь искусство - не фотография реальности, а художник - не фотограф. Писатель создает собственный, неповторимый художественный мир.

Литература ХХ ст. начиналась с резкого противостояния между теми, кто старался воссоздать мир через символ. Если Поль Верлен и Артюр Рембо склонялись перед художественным символом, то братья Гонкуры считали, что роман должен создаваться на документальной основе.

Томас Манн в 1912 году сделал попытку расширить художественные горизонты традиционного реализма ХIХ ст., соединив реальность и условность в единое художественное целое. О специфике произведения «Волшебная гора» он писал: «Рассказ оперирует средствами реалистического романа, тем не менее, постепенно выходит за пределы реалистического, символически активизируя, поднимая его и давая возможность заглянуть сквозь него в сферу духовного, в сферу идей».

Именно такой путь окажется одним из самых продуктивных в развитии литературы ХХ ст. и приведет к возникновению новых жанров: лирический эпос («Зона» Г. Аполлинера), лирический роман («Три товарища» Э.М. Ремарка), которые утверждают необходимость сохранить человеческую личность для сохранности всего человечества; роман-антиутопия («1984» Дж. Оруэлла), в котором отрицательные тенденции общественного бытия явятся такими, что несут угрозу человеческой цивилизации. Фантастика перестанет быть лишь «научной», она перерастет в произведения-предостережения (произведения Г. Уэллса), «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Физики» Ф. Дюрренматта).

Литература начинает тяготеть к притчевым, аллегорическим формам (роман-притча «Чума» А. Камю; драма-парабола «Круглоголовые и остроголовые» Б. Брехта; роман-миф «Сто лет одиночества» Маркеса; повесть-притча «Старик и море» Э. Хемингуэя). Возникают философский интеллектуальный роман («Доктор Фаустус» Т. Манна), философско-исторический роман (дилогия о короле Генриха IV Т. Манна).

Литература ХХ ст. поражает разнообразием школ, течений, направлений. Но в ней есть и то, что объединяет, - любовь к человеку, сочувствие за его судьбу, стремление защитить, предостеречь, сохранить его духовный мир, как и мир вообще.

Свобода творчества привела к возникновению многих новых литературно-художественных течений нереалистичного направления: импрессионизма, эстетизма, сюрреализма, символизма, экспрессионизма и других. Совокупность этих течений получила название «модернизм» (франц. современный).

Одним из направлений модернизма является также авангардизм (франц. авангард - передовой отряд). Это радикальное направление «революции в искусстве», что объединяет течения, которые возражают традиционную эстетику, изображают действительность в наиболее экстремальных формах. К авангардизму относят футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др. Авангардисты экспериментировали с языком, искали новыми стилями и жанрами, тем не менее, их эксперименты не всегда были удачными. Наиболее оригинальными были поиски Д. Бурлюка, В. Хлебникова (футуризм), П. Элюара (сюрреализм), Г. Баля (дадатзм).

2.             Сообщение учеников о футуризме, кубизме, дадаизме, экспрессионизме, сюрреализме как основных течениях авангардизма 1910- 1920-х гг.

3.             Работа со словарем литературоведческих терминов.

(Ученики записывают определения в тетради).

Футуризм (лат. будущее) - одно из течений модернизма в литературе начала ХХ ст., принципами которого являются разрушение норм морфологии и синтаксиса, звукоподражание, использование образов-символов и т.п. Футуристы призвали «додушить» буржуазную культуру, «снять с парохода современности» классиков, создавать новый язык и новую литературу. Основоположником футуризма был итальянский писатель Маринетти. В России футуристами были В. Хлебников, В. Каменский, братья Бурлюки, В. Маяковский, в Украине - Г. Семенко.

Кубизм, кубофутуризм. Стремясь как-то предрасположить к себе внимание, группы футуристов придумывали себе разные названия: в Англии появляются вортицисты и имажинисты, во Франции - кубисты, пароксисты, симультанисты и др. Кубисты в живописи, в скульптуре старались создать образы, которые бы раскладывались (или складывались) на геометрические фигуры.

Дадаизм (франц. детский игрушечный конек, перен. - детский лепет) - авангардистское течение в литературе и искусстве Западной Европы начала ХХ ст., которое исповедовало нигилизм и антиэстетизм. Дадаисты сводили литературу к бессмысленным словосочетаниям и звукам (детскому лепету), живопись - к коллажам из лоскутов цветной бумаги, примитивных детских рисунков. К этому течению принадлежали французские поэты Т. Тцара, Л. Арагон, П. Элюар, немецкий поэт Г. Гюльзенбек.

Экспрессионизм (франц. выражение) — одно из течений авангардизма, в основе которого лежит философия интуитивизма А. Бергсона, согласно которому цель искусства — не отображение действительности, а «выражение» неповторимого авторского видения ее. Для экспрессионистов характерно лирико-субъективное осмысление действительности. Возникло в Германии и Австрии.

Сюрреализм (франц. надреализм) - одно из течений модернизма, возникло во Франции. Основывается на философии интуитивизма, восточных мистико-религиозных учениях и на фрейдизме. Сюрреалисты призвали освободить человеческое «Я» от «пут» материализма, логики, морали, традиционной эстетики. По их мнению, художнику нужно опираться на опыт несознательного выражения духа - сны, галлюцинации, мечтания, чтобы проникнуть по ту сторону человеческого сознания, постигнуть бесконечное и вечное. В группу сюрреалистов входили писатели Ф. Супо, Г. Дено, Т. Тцара и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент