Михаил Стельмах. Автобиографическая повесть о детстве. «Гуси-лебеди летят»

а) ночевками; б) грамаками; в) лавочкой.

9. Михаил с бабушкой ходил в:

а) лес собирать орехи и ягоды; б) церковь; в) к церковному титору.

10. Все дети боялись на селе: а) ходить в лес; б) титора; в) бабушку Михаила.

11. Однокрылая утка во дворе Михаила умела: а) разбираться в людях; б) защищать своих утят от собак; в) предсказывать погоду.

12. Какую пословицу использовал дед Демьян, характеризуя Юхрима Бабенко?

а) «Сто друзей - это мало, один враг - это много».

б) «Ты его борони от собак, а он тебе покажет кулак».

в) «Не человек, а варивода!».

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

Ко ІІ разделу произведения.

1. Вид работы, который не выполнял Михаил по хозяйству:

а) не острил сапы; б) не носил воды; в) не рубил дрова.

2. Больше всего Михаил любил с мамой:

а) сажать; б) выпекать хлеб; в) присматривать за скотом.

3. Своей слабостью главный герой считал:

а) собирание грибов; б) охоту с дедом; в) чтение.

4. Большой роскошью для Михаила были: а) очки; б) штанишки; в) сапоги.

5. Откуда Михаил знал, что за плугом даже сам Бог ходил? Из:

а) Библии; б) щедровок; в) колядок.

6. Мать запрещала сыну читать книги из-за того, что они: а) вредно влияют на ум ее ребенка; б) портят зрение; в) никак не воспитывают.

7. Когда кто-то ловил на селе ведьму, то старался: а) утопить; б) спрятать в темный погреб; в) отрубить ей руку.

8. Кто на селе больше всего воевал с нечистой силой?

а) дядя Себастиян; б) дядя Николай; в) мать Михаила.

9. По мнению Михаила, нечистую силу может напугать:

а) горящий ночник; б) пение петухов; в) венок из васильков.

10. Нечистая сила «залезала в слово», как:

а) плодожорка в яблоко; б) гвоздь в дерево; в) игла в ткань.

11. На что Михаил выменял на ярмарке тоненькую книжечку «Три сумки хохота»?

а) сапоги; б) кувшин молока; в) пасхальные яйца.

12. Единственное, что имел хорошего Юхрим Бабенко,- это: а) почерк; б) ум; в) певучий голос.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Прокомментируйте, что имел в виду М. Стельмах, говоря, что «каждая лужа держала в себе лоскут солнца». Какое художественное средство имеет эта цитата?

2. Докажите, что пахота для каждого крестьянина считалась святым делом. Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения.

3. Произведение «Гуси-Лебеди летят...» М. Стельмах посвятил: а) своим родителям; б) всем маленьким читателям; в) любознательным и сообразительным.

Карточка № 2.

1. Почему, на ваш взгляд, для Михаила первая борозда была праздником? Исследуйте, что ощутил мальчик, помогая отцу на поле?

2. Прокомментируйте слова деда Демьяна: «...Принесли нам лебеди на крыльях жизни». Отвечая, подберите факты из собственных наблюдений.

3. Дядя Себастиян - это:

а) сельский депутат; б) глава комбига; в) бригадир трактористов.

Карточка № 3.

1. Что имел в виду Михаил, говоря: «Птица также босая ходит и не сокрушается». Свои мысли обоснуйте.

2. Почему для Михаила окружающий его мир считается сказочным? Это реальность или фантазия мальчика? Собственные соображения мотивируйте.

3. Какой роман читал Михаил?

а) «Пятнадцатилетний капитан»; б) без начала и конца; в) «Черная Рада».

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности школьников.

VIII. Домашняя задача.

Обработать содержание ІІІ, ІV разделов повести М. Стельмаха «Гуси-Лебеди летят»; подготовить рисунки и мини-комментарий к ним на тему «Чарующая красота природы глазами Михаила».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент