Михаил Стельмах. Автобиографическая повесть о детстве. «Гуси-лебеди летят»

Завязка: чтобы получить книгу для чтения «Приключения Тома Сойера», мальчик должен был принести Юхриму Бабенко четыре стакана тыквенных семян.

Кульминация: Михаил без разрешения мамы берет семена, половину из которых отдает мальчику-нищему.

Развязка: вместо «Приключений...» Михаил получает для чтения сказки, вместо угроз и ссор матери - благодарность от женщины-попрошайки.

5.6. Сюжет.

Михаил очень любил читать. Чего он только не перечитал! Чтобы ему никто не мешал, мальчик читал в темноте. Именно в это время Михаилу представлялась нечистая сила. Однажды он ею так пришел в восхищение, что вскрикнул, и тем самым разбудил всех. С этих пор мать прятала от сына ночник.

Много книг было у Юхрима Бабенко. Он согласился дать Михаилу почитать «Приключения Тома Сойера» при условии, что тот принесет ему четыре стакана тыквенных семян. Мальчик тайно от мамы берет их. Встретив нищих, Михаил половину этих семян отдает маленькому мальчику.

Вместо «Приключений...» Михаил получает от Юхрима Бабенко для чтения сказки, так как тот принес ему только две стакана семян.

Дед сделал для внука ветряную мельницу.

Мать выражает благодарность сыну от женщины-попрошайки за семена, внимание и доброту.

5.7. Беседа с вопросами.

• Какую мысль высказали члены семьи Михаила относительно его будущего? («Дед говорит, что из меня будет, бабушка охотно с ним соглашается, а мать - когда как: чаще она покачивает головой и говорит совсем не то, что улыбалось бы мне: - Может, из него и будет толк, если бестолочь оттуда выйдет,- и пальцем показывает на то самое место, на которое при случае и теперь кое-кому показывают»).

• Из-за чего Михаил не считал себя ленивым? («Я не очень кривлюсь, когда надо что-то делать, охотно помогаю дедушке, ремню нашу лошадь, рублю дрова, охотно острю сапы, люблю с мамой что-то сажать или расстилать по весенней воде и зелью полотно, без охоты, а все-таки понемногу цапаю сапкой на огороде и не считаю себя ленивым»).

• Какими художественными произведениями захватывался мальчик? («Читал я «Кобзаря» и «Ниву», сказки и некоторые без начала и конца романы», «Заднепровскую ведьму, или Черный ворон и окровавленная рука» и «Три дамы и червонный валет», а также разные книжечки, изданные петлюровцами, сечевыми стрельцами и Красной Армией»).

• За что отец хвалил Михаила? («Дома он (отец) о нашей работе говорил, как о чем-то героическом»; «Тучи идут на нас, громы обваливаются над нами, молнии падают перед нами, а мы себе пашем да и пашем поле»).

• Как Михаил относился к тому, кто пренебрегал крестьянина? («А та книга пренебрежение к крестьянину и его кровной работе породила во мне первое отвращение к спеси, или из житейской ежедневности, или из книги, так как в книге взлелеянное слово должно быть настоящим праздником души и мысли»).

• Что свидетельствует о любви мальчика к чтению?

• Как на селе относились к нечистой силе? («Тогда еще по селам и вокруг них жила всякая нечистая сила, она, как могла, издевалась над земледельцем, его худобой и посевами. И когда кто-то ловил черта или ведьму - тоже не ласкал их. Ведьме, как правило, отрубали руку, чтобы она не сдаивала коров, а черта чаще всего запрягали в плуг, и он орал до тех пор, пока не отбрасывал копыта»).

• С чем было связано то, что Михаил больше не имел возможности читать ночью? («...Я неосторожно посмотрел на жердячку над кроватью, увидел на ней черта и вскрикнул. Правда, сразу же оказалось, что это был не черт. А черные дедовы штаны. И эта ошибка дорого стоила мне: мать начала на ночь закрывать ночник»).

• Каким образом Михаил сделал свой ночник? («Делал я его весело, быстро и просто: дедовой ножовкой открыл донышко французского патрона, снизу в шейку втянул гнет, все это пропустил через сердцевину кукурузного кочана и им наглухо закрыл небольшую жестянку с бензином»).

• Как родители Гивы старались казаться беднейшими на селе?

• С помощью какого смеха в произведении передается разговор между дядями Владимиром и Николаем? Свою мысль обоснуйте.

• Какую выдумку предложил Гива Михаилу с пасхальными яйцами, чтобы обмануть торговца?

• К чему стремился Юхрим Бабенко? («Он все хотел вырваться в любое, лишь бы только начальство и, где мог кусал и оговаривал тех руководителей в свитах и шинелях, которые, едва умея расписаться, в революцию расписывались за новую власть своей кровью. Единственное, что имел хорошего Бабенко,- это почерк. Удивительно было, как артистически красивые буквы вмещали разную нечисть, о которой размышляла голова Юхрима»).

• Что предложил Юхрим Михаилу на предложение мальчика получить книгу «Приключения Тома Сойера»?

• Почему мать Михаила носила тыквенные семена в предлинной узкой торбе на поясе? («Это для того вынашиваю, чтобы в нем раньше просыпалась жизнь и чтобы тыквы были большими. Ты же видел, у нас тыквы, как подсвинки, лежат?».

• Каким семенами была «богата» мать мальчика? («В них лежало все то, что дальше сойдет, зацветет, закрасуется и перевьется по всему огороду: огурцы, фасоль белая, рябая и фиалковая, безлуский орех, турецкий боб, черное просо на развод, кукуруза желтая и красная, капуста, свекла, мак, морковь, петрушка, лук, ноготки, бархатцы, гвоздика и еще всякая всячина»). О чем это свидетельствует?

• Чему научила мать Михаила? («Она первая в мире научила меня любить росы, легенький утренний туман, пьянящий любисток, мяту, маковый цвет, осенний гороб и калину, она первой показала, как плачет от радости дерево, когда наступает весна, и как в расцветшем подсолнечнике ночует опьяневший шмель. От нее первой я услышал о калиновом мосте, к которому и до сих пор тянусь мысленным взором и сердцем...»).

• Как дядя Стратон объяснил Михаилу о своей должности министра?

• Что ощутил Михаил, когда без разрешения матери набрал семян? («Узелки же немалые. Может, как-то все и обойдется? Я знаю, что меня следует за такие мысли наказать, но не могу преодолеть соблазна. Вскочив в дом, взял с полки для посуды граненый стакан и, начал на печи намерять семян - два стакана в один карман, два - в другие. Оно мне показалось в начале жгучим и трудным, будто камни»).

• Какой в произведении изображена женщина-попрошайка с сыном? («Из двора выходит в растоптанной обуви еще молодая женщина, ее взгляд ищет землю, а размашистые брови летят вверх. Сбоку к ней прислоняется босоногий без картузика паренек. Их изможденные лица припали чернью далеких дорог и голода. Женщина остановилась напротив меня, пальцами поправляет платок, а в ее черных глазах закипают темные слезы...»).

Чем именно нищие поразили Михаила? Как вы относитесь к нищим?

• Почему Михаил не пожалел семян для мальчика-нищего?

• Какие слова признательности высказала попрошайка Михаилу? («Пусть тебе, ребенок, всегда, хорошо будет среди людей»).

О чем они свидетельствуют?

• Чем закончился поход Михаила к Юхриму Бабенко относительно получения книги для чтения? Расскажите об этой встрече.

• Что дед сделал для Михаила? (Ветряная мельница).

• Как отреагировала мать на то, что Михаил взял без разрешения тыквенные семена? Чем это объяснить? («Так как кто и поможет в мире бедному человеку, кто даст ему ломоть хлеба или ложку борща? Никто, только такой же самый нищий»).

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач к І разделу повести.

1. По мнению деда Демьяна, лебединые крылья во время полета птиц:

а) свистят; б) звенят; в) поют.

2. В какое время года происходят события в начале произведения? а) осенью; б) зимой; в) весной.

3. Дед Демьян рассказал Михаилу, что лебеди на своих крыльях приносят:

а) счастье; б) жизнь; в) сказку.

4. Михаил от деда Демьяна узнал о ключах: а) серебряных; б) волшебных; в) золотых.

5. Случалось так, что иногда ключи могла потерять Михаила:

а) бабушка; б) мать; в) тетка.

6. Михаилу очень хотелось пойти в лесную даль и посмотреть с берега на лебедей, но:

а) не пускала мать; б) не имел сапог; в) надо было идти в школу.

7. За непослушание мать называла Михаила:

а) разбойником; б) халамидником; в) вариводой.

8. Чем воспользовался Михаил для катания на ледяной горке?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент