Михаил Стельмах. Автобиографическая повесть о детстве. «Гуси-лебеди летят»

4.7. Сюжет.

Рассказ деда Демьяна о ключах, которые есть у солнца, которыми оно «отопрет землю».

Неудовольствие матери поведением Михаила. Бабушка и внук в церкви. Восприятие Михаилом картины Страшного суда во время пребывания в церкви. Разговор Михаила с дядей Себастияном. Рассказ о жизни дяди Николая. Чтение дядькой Николаем письма от отца, в котором извещалось, что он живой и здоровый, передавал низкий поклон всем родственникам.

Михаил с разрешения матери отправляется на прогулку в лес. К нему примыкает и Петр.

4.8. Беседа с вопросами.

• Как М. Стельмах описывает родную местность? («...Растет и меняется весь мир: и запруженное белыми тучами небо, и одинокие скрипучие журавли, которые никуда не полетят, и починенные веселыми зелеными мхами крыши, и голубая дубрава под селом, и чернотелая, туманцем схваченная земля, которая пробилась из-под снега»).

• Какие изменения будут происходить в природе с приходом весны? («Теперь... напрочь все начнет оживать: треснет лед на реках и озерах, оттает сок в деревьях, проснется гром в тучах, а солнце своими ключами отопрет землю»).

• В чем же назначение солнца на земле, по мнению деда Демьяна? («...Как-то в добрый час глянет солнце из своего окошечка вниз, увидит, что там и земля, и люди, и худоба, и птица соскучились за весной, да и спросит месяца-брата, не пора ли землю отпереть? Месяц кивнет головой, а солнце улыбнется и на лучах спустится в леса, на луга, в поля и на воду ключи, а они уже знают свое дело!»).

• Почему Михаил заволновался по поводу того, что солнце может потерять ключи?

• За что мать зачастую ругалась на Михаила? («И что это за мода пошла: не успеешь босиком выскочить из дома, как сразу ругают, а то и называют Магометом, лоботрясом.

А в чем же ты выскочишь, когда теперь не каждый взрослый разживется на обувь? Скажи об этом,- снова же умником назовут тебя, затюкают, еще и вспомнят, что за мной давно плачет подпруга с медной пряжкой, горела бы она ясным огнем!»).

• Как дети радовались приходу зимы? («…ветер в ушах пересвистывает, сбоку собаки лают, на колокольне звонят, перед тобой дома качаются, подпрыгивают, вся земля идет обертасом, а ты, будто кум королю, расселся на своих ногах, чтобы не так мерзли, и перегоняешь девушек или какого-то страхополоха, с разгона врезаешься в чьи-то санки и мячом вылетаешь на снег»).

• Какое наказание и за что получил Михаил от мамы? («...Я оказался перед побледневшей от страха и гнева матерью. Вот теперь все начали смотреть на меня, будто я с луны свалился. А кто-то уже принес матери ночевки, которые успели почему-то надколоться. Мать подхватила их под руку да и, не очень церемонясь, потащила меня из забавы на расправу. Хотел я побежать куда-то наутек, где перец не растет, но материнская рука будто приросла ко мне. Куда девалась моя радость, когда я впереди ночевок и матери поплелся домой»).

• Для чего бабушка повела Михаила в церковь? («Там я должен был покаяться, и набраться ума, которого все почему-то не хватало мне. И я не очень этим и сокрушался, так как не раз слышал, что такого добра не хватало не только мне, но и взрослым»).

Как надо было там себя вести? («...Чтобы я в церкви не шмурыгал носом, не крутил головой, не ловил ворон, не смеялся, не фыркал, не лез на клирос и чаще крестил лоб»).

• Чем титор отличался от многих других жителей села? Как его характеризовали люди? («Сейчас он делал две работы: собирал коновчаный сбор и гасил свечи. Губы у него толстые: дышит свечка только белым - и уже нет ни огонька, ни лица святого за ним. Люди говорили, что церковный староста с одних огарков нажив котел денег. Титор сердился за это и говорил, что из-за церкви и «такого времени» скоро станет дрантогузом. Однако титарев двор пока что не был бедным: было кому на нем ржать, мычать, блеять и кувыкать. А «такое время» обозначилось только на титаревых стенах: он, будто обоями, обклеил их скатертями керенок стоимостью в сорок и двадцать карбованцев - сороковки ближе к божнице, двадцатки - к помойнице»).

• Что увидел Михаил в церкви на картине грозного Страшного суда? («Здесь на радуге, как на качели, сидел Христос-Вседержитель, под ним чья-то упитанная рука взвешивала на весах правду и несправедливость, по бокам вседержителя на белых тучах стояли пророки, Богородица и Иван Предтеча. Ниже, по левую сторону, был рай, обнесенный толстым каменным забором. Святой Петр вел в райские ворота изможденных праведников, а в самом раю уже стояли три бородатые праотца и толпа веселых запорожцев, все они были в широких красных штанах и при оружии.

А вот по правую сторону начинался настоящий страх: здесь юрмились черные черти и огнем дышала мерзопакостная змея. К ней, туманя от ужаса, подходили грешники: пьяница с барилком водки, толстый господин, который наел мясо на чужом горе, мельник-ворюга с привешенным на шее жерновом, судья-хапуга с сумкой нечестивых денег, монах, который заглядывал не в святое писание, а в греховные суеты, подрисованная, хорошо одетая, но горделивая госпожа, под ней было написано: «Спесь». За ней скрючивались лжецы и доносчики с языками, похожими на копистки, и другая мелкая труха, которая не жила, а только хитровала и греховодила на земле»).

Какая была реакция Михаила от увиденного? («Хотя и страшновато было смотреть на все это человекопадение, но я таки присматривался к нему. На мое счастье, здесь ничего не было из тех дурнопятых, которые босиком спускались бы в ночевках, и это меня немного успокоило...»).

Каким образом однокрылая утка, которая жила в дворе семьи Михаила, могла «разбираться в людях»? («Когда возле нашей калитки появлялся добрый человек, мы слышали угодливое или рассудительное «так-так-так». Шел знаменитый человек к дому, то и утка сопроводила его, словно степенная хозяйка. Но надо было появиться на улице лютобровому дерилюду Митрофаненко или хитрюге и пустомеле Юхриму Бабенко, как птица начинала выбивать ногами сердитую плетеницу и простужено орать: «ках-ках-ках!»).

Для чего вынужден был Михаил сбегать к дяде Николаю? Как мать Михаила высказывалась о письме, которое было получено от мужа? («Чего бы вот людям не сделать одинаковое письмо - и прочитанное, и писаное?»).

Чем занимались жители села, в котором жил Михаил? («Наши, кроме хлебопашества, еще имеют и ремесло в руках: столярничество, сапожничество, стельмаховство, бондарство и мирошництво»).

Из-за чего дед Демьян, будучи крепостным, говорил: «...Возле господской камяницы, пусть там только одно горе стоит!»).

Почему дед Демьян во время богослужения больше всего выстаивал возле святых Юрия и Ильи? («...Юрий ненавидел змеев и панство, а Илья громовыми стрелами бил чертей, растопляя бесовскую шерсть и мясо на смолу?»).

Как дядя Николай пережил голодный 1933 год? («Даже в страшный тысяча девятьсот тридцать третий год, голодая, дядя Николай смеялся со своей недоли. ...Хлеба нет, зато имеем в свою волю мяса: у меня же скота не пересчитать было! - В его глазах, обведенных тенями голода, появилась давняя улыбка жизнелюба...»).

• Почему люди говорили, что дядя Николай нашел перо жар-птицы? Как на эту весть отреагировал мальчик?

• Каким образом дядя Николай характеризует свое социальное положение? («...Он

не бедняк, среднеимеющий земледелец». «Дом есть, в доме - каморка, на дворе - овин, хижина, ступа, и жернова имею, и гуся, и галагана, и целый двор кур, еще больше яиц и сапожное ремесло в руках»).

• О чем отец написал письмо? Как его восприняла семья?

• Почему Михаилу хотелось, чтобы отец быстрее вернулся домой? («...А может такое быть, что отец и сапоги привезет мне?»).

• Из-за чего Михаил вместе с тем любил лес и опасался его? («Хотя я и очень люблю лес, но опасаюсь его души, она, как рассердится, то заведет тебя в такую трущобу, где люди не ходят, где топор не гуляет»).

• Как Петр объяснил возможность отлета сойки в теплые края? («Так как у нее в голове нет одной клепки: пролетит день, а потом непременно хочет згать, сколько же она отмахала верст,- и летит назад»).

5. Работа над ІІ разделом повести.

5.1. Пересказ любимейших для учеников эпизодов произведения.

5.2. Тема: изображение Михаила, который стремился получить книгу для чтения, даже если для этого необходимо было тайно взять у матери тыквенное семя.

5.3. Идея: возвеличивание любви к чтению, к человеку, который нуждается в поддержке, помощи (нищие); осуждение жадности, коварства (Юхрим Бабенко).

5.4. Основная мысль: лишь тот достойный уважения среди людей, кто понимает их и помогает им.

5.5. Композиция.

Экспозиция: любовь Михаила к книге, его фантазии во время их чтения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент