Цель: ознакомить школьников с жизненным и творческим путем М. Стельмаха, выяснить особенности программной автобиографической повести; обработать идейное содержание ее І и ІІ разделов; развивать эстетичные вкусы учеников, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить, грамотно высказывать свои мысли, впечатления; активизировать словарь школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству М. Стельмаха, любви к родной литературе, пунктуальность, прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет М. Стельмаха, библиотечка его произведений; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

• Каким, на ваш взгляд, должен быть писатель?

• Произведения каких писателей читать интересно и почему?

• Назовите роды художественной литературы. (Эпос, лирика, драма).

• Почем отдельные произведения художественной литературы считают автобиографическими? Приведите примеры уже вам известных (А. Довженко - «Очарованная Десна». Элементы автобиографичности есть в произведении И. Калинца «Мальчик-Фигурка...»).

• Для чего во многих произведениях художественной литературы значительное внимание отводится описаниям природы?

• Почему каждый украинец должен знать обычаи, традиции, обряды своего народа?

• Что вы помните о Я. Стельмахе? Как, на ваш взгляд, творчество Я. Стельмаха может быть связано с литературной деятельностью его отца - М. Стельмаха?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Поэт доброты и красоты, он был неотступным,
  • когда речь шла о духовных ценностях народа,
  • не раз презираемых, замещаемых искусственными заменителями.
  • В. Панченко.
  • Будешь идти среди людей и выбивать искры...
  • М. Стельмах.

2. Теория литературы.

2.1. Автобиографическое произведение.

Автобиография - описание автором своей личной жизни; художественное жизнеописание. От мемуаров или дневника отличается наличием элементов вымысла и обобщение.

Если в художественном произведении автор использовал события своей личной жизни как исходный материал, обработанный им, такое произведение называется автобиографическим.

2.2. Символ - предмет или слово, которое условно выражает суть определенного явления (скажем, хлеб-соль - символ гостеприимности). Предмет, животные. Знаки становятся символами, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением (например, крест стал символом христианства, а свастика - знак быстротечного времени - символом фашизма). Значение символа додумывается, поэтому его восприятие зависит от читателей. Символ многозначительный. Сравнительно с аллегорией символ более многозначительный, широкий, дает большую свободу толкований. В целом же аллегория и символ очень близки.

3. М. Стельмах « Гуси-Лебеди летят...» (1963 г.).

3.1. Предпосылка написания текста.

Михаил Афанасьевич Стельмах написал повесть о собственном детстве - «Гуси-Лебеди летят». Работу над ней писатель датировал 1963-1964 годами. Тем не менее воспоминания обо всем, что было прочувствовано и пережито в ранние годы, которые минули в селе Дьяковцы (теперь это Литинский район Винницкой области), память о родных и односельчанах, о событиях, которые прошли когда-то перед глазами, взяли в плен весьма сильно. Так вот, в 1966 году появилась еще одна автобиографическая повесть - «Щедрый вечер», в которой снова ожили хорошо знакомые читателям герои предыдущего произведения.

Итак, за работу над рассказом о детстве Михаил Афанасьевич взялся, достигнув своего творческого возраста.

В произведении М. Стельмах показал порядок сельской жизни с его эстетикой, педагогикой и этикой не в каком-то законсервированном состоянии, а в сложной исторической динамике - под колющими ветрами времени (1921-1922 годы).

Михаил Афанасьевич в повести рисует людей и обстоятельства так, как он их увидел, запомнил, понял.

3.2. Эту повесть М. П. Стельмах посвятил своим родителям - «с любовью и печалью».

3.3. События, которые отображены в произведении.

Только отгремела гражданская война. Через село волнами прокатывались красные казаки, гетманцы, сечевые стрельцы, петлюровцы, прошло, отступая войско Пилсудского. В лесах еще блуждают те, кого глава комнезама дядя Себастиян называет бандитами. Из Херсонщины прибивается изможденная женщина с ребенком,- там голод. О голоде в южных селах говорят дядья в своих стихийных «политбеседах», упоминая и о коварной «багрянице», Антанте, разрухе. «Расчет господам» они уже дали - помещичьи имения, экономии разгромлены, еще «когда настала революция». Незаможники теперь ведут споры о земле, им нарезают участки из бывшего господского поля.

Интересно комментирует развитие событий церковный староста, который к новой власти относится недоверчиво, причем некоторые его критические реплики попадают в цель довольно точно: «...когда-то все были люди, а теперь стали - кулаки, середняки и бедность»; «...что было моим, то было моим, а теперь никто не подберет, где мое, где твое, а где наше».

3.4. Герои произведения, их распределение.

Михаил, его мать и отец, дед и баба, попова наймичка Марьяна, девушка Люба, кобзарь Лев, мастер на все руки дед Демьян, ну и, конечно, дядя Себастиян - это полюс добра. А полюс зла - карьерист Юхрим Бабенко, «скупой рыцарь» дядя Владимир, дядя Сергей с его «темной душой»...

3.5. Тема: изображение жизненной судьбы украинского села первой половины ХХ столетия, эпизодов из собственного детства М. Стельмаха, когда он был девяти-десятилетним мальчиком.

3.6. Идея: автор призывает не быть «холоднооким», уметь видеть красоту, любить родную землю, которая «такая свежая, такая мягкая, будто колыбель», «чтобы люди имели человечность в сердце, хлеб на столе и не сокрушались».

3.7. Особенности произведения:

• рассказ от первого лица;

• автобиографичность;

• символический образ гусей-лебедей;

• связь с народоведением;

• наличие лирических отступлений (раздумывание мальчика над собственными поступками, поведением других людей, восприятие им окружающего мира; рассказ о прошлой жизни других героев).

4. Обработка І раздела произведения.

4.1. Вступительное слово учителя.

По студеным росам снова идет рассвет, и дорога польется сказкой в даль, как мое детство, как мое прощание, как моя годами тихая печаль...

Строки эти - будто своеобразный запев судьбы повести «Гуси-Лебеди летят...».

Повесть начинается волнительной картиной: «Прямо над нашим домом пролетают лебеди».

Лебеди на белых крыльях приносят весну и жизнь.

Чтобы вернуть лебедей, Михаил хочет стать чародеем. Задумывается над «таинственным словом», а вокруг «начинает кружить видение сказки, ее неразгаданные дороги, дремучие пролесы и те гуси-лебеди, которые на своих крыльях выносят из беды мальчика». Сказка «вкладывает» в уста Михаила «то слово, к которому прислушиваются земля и вода, птица в небе и само небо...».

Суровая действительность переплетается с волшебной сказкой-мечтой о светлой жизни.

4.2. Выразительное чтение учениками отдельных эпизодов раздела.

4.3. Тема: отображение прихода весны, ее влияния на жизнь крестьян; знакомство с Михаилом, его семьей.

4.4. Идея: возвеличивание красоты природы; умение ее понимать и ценить.

4.5. Основная мысль: детство - возраст, когда формируется будущий человек, и потому так важно научить его любить, понимать и ценить окружающее.

4.6. Композиция.

Экспозиция: рассказ деда Михаила о приходе весны и ключи солнца.

Завязка: желание мальчика понять то, что происходит весной. Встреча с дядей Себастияном.

Кульминация: получение семейного письма от отца Михаила.

Развязка: прогулка мальчика с Петром в лес.