x x
menu

«Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». Характеристика образов Сергея и Митьки

Цель: раскрыть значимость образов Сергея и Митьки в произведении, их роль в раскрытии идейного содержания повести; выяснить кульминационный момент произведения; развивать творческое воображение школьников, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; умение грамотно и последовательно высказывать собственные мысли, суждения; формировать кругозор; воспитывать чувство любви к красоте родного края, книге — мудрости жизни, уважение к творчеству Я. Стельмаха; положительные черты характера на примере главных героев произведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  текст произведения, ученические рисунки «Каким я представляю чудовище у озера», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что соединяет Сергея и Митьку - друзей-шестиклассников? (Возраст, интересы, поведение, черты характера).

• Почему ребят захватывают разнообразные приключенческие ситуации?

• Как, на ваш взгляд, автор относится к своим героям? Свои мысли обоснуйте.

• Почему Я. Стельмах выбирает в своем произведении главными героями школьников?

• Что обусловило ребят изменить собственное отношение к познанию зоологии?

• Чем вам нравятся Сергей и Митька? Какие черты характера, поведения вы бы «одолжили» у ребят?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Друзья познаются в беде. Народная пословица.

Изъять из жизни дружбу - значит лишить себя солнечного света.

Цицерон.

1. Работа над IX разделом произведения Я. Стельмаха «Митьказавр из  Юрковки, или химера лесного озера» («Тайна лесного озера»).

1.1. Выразительное чтение или пересказ интересных эпизодов произведения.

1.2. Тема: осуществление мечты Сергея и Митьки - наблюдение ребят за Митьказавром закончилось успешно, он был выявлен.

1.3. Идея: прославление дружбы, взаимопонимание, настойчивости в стремлении преодолеть любые трудности (Сергей и Митька); осуждение хвастливости, хитрости, льстивости (Василий Трош).

1.4. Основная мысль:

а) то, что было тайным, становится известным;

б) старание Василием обмануть, напугать Сергея и Митьку оказало содействие тому, что друзья пришли в восхищение от зоологии и выявили лжеца.

1.5. Сюжет.

Сергей и Митька уже продолжительное время не наблюдали признаков наличия чудовища в озере.

У дяди Игната тромбон то исчез, то снова обнаружился.

Бабушка была удовлетворена приездом к ней ребят.

Сергей и Митька мечтают на березе озера, как об их исследовании будут рассказывать по радио, может, дадут медаль «За отвагу»; ощутили неясное движение вокруг самой воды. Нажав кнопку фонарика, ребята увидели, как по воде плыло что-то «очень историческое». Сначала они хотели от испуга убежать, но потом начали бросать в озеро камни прямо в голову чудовища. Услышав голос Василия о спасении, Митька прыгнул в воду и помог мальчику, который находился в «маскарадном костюме чудовища».

Позднее выяснилось, что Василий имитировал жизнедеятельность урода в озере для того, чтобы напугать Сергея и Митьку, посмеяться над ними. Ребята решили ему отомстить, но сменили гнев в знак благодарности, так как Василий помог им чудесно провести каникулы.

1.5. Композиция.

Экспозиция: события, которые произошли у дяди Игната с тромбоном; ребята так и не узнали того, кто живет в озере.

Завязка: Сергей с Митькой услышали неясное движение около самой воды, а потом увидели что-то «чрезвычайное, невероятное и очень доисторическое»; спасение Василия.

Кульминация: изобличение - Василий имитировал жизнь чудовища в озере.

Развязка: благодарность Сергея и Митьки Василию за то, что он устроил им замечательные каникулы и привил интерес к зоологии.

1.6. Обсуждение содержания ІХ раздела повести с вопросами:

• С чем была связана печаль ребят-исследователей? (Митьказавр продолжительное время не подавал о себе никаких признаков).

• Какая беда случилась у дяди Игната? С чем она было связана?

• Какую мысль высказала бабушка о ребятах, которые у нее отдыхали? («Тихие, смирные, послушные, усидчивые. А книги как любят... Это же счастье - таких деток иметь»).

• Какой представляли встречу с чудовищем озера Сергей и Митька?

• За что, по мнению мальчиков, они могли получить медаль «За отвагу»?

• Опишите чудовище, которое ребята неожиданно увидели. («По воде плыло что-то чрезвычайное, невероятное и очень доисторическое... На поверхности виднелась лишь голова, но что это была за голова!.. Вот урод вернулся к нам, и блымнули красновато два больших глаза. Между ними торчал хищный рог. Из полураскрытой пасти выглядывали острые белые зубы...»). Как Сергей с Митькой восприняли его появление?

• С чем было связано то, что ребята не испугались урода?

• Почему Митька помог Василию? Чем объяснить его поступок?

• Чем бы мог закончиться «маскарад» для Василия?

• Почему ребята решили не «выбивать Василию бубны», а поблагодарили ему?

• Прокомментируйте мысль Сергея в конце произведения: «И вообще, у нас впереди еще очень много интересного, и всегда так будет, пока мы с Митькой».

2. Характеристика образов Сергея и Митьки.

2.1. План характеристики образов.

1) Дмитрий Омельчук и Сергей Стеценко - обычные школьники-шестиклассники.

2) Черты характера ребят: а) вежливость и доброта; б) мужество и изобретательность;

в) уважение к родителям и людям преклонного возраста;

г) настойчивость и доверие; д) на зло отвечают добром.

3) Способности героев:

а) любовь к книге; б) стремление познать много интересного;

в) предоставление помощи тому, кто в ней нуждается;

г) умение ориентироваться в естественной окружающей среде;

д) мечта о славе.

4) Исследования ребят не были напрасными.

5) Значение образов Сергея и Митьки для современного школьника.

2.2. Беседа с вопросами:

• Что свидетельствует о том, что Сергей с Митькой имеют большое желание познать мир, историческое прошлое?

• Каким образом ребята пришли в восхищение книгами, зоологической наукой?

• Как Сергей с Митькой относились к бабушке, жителям села? В чем это проявилось?

• Какое значение имеет то, что юные исследователи умеют ориентироваться на местности?

• В чем проявляется любовь ребят к природе, окружающей среде? Как они воспринимают красоту леса, озера?

• Почему Сергей с Митькой мечтали о собственной славе? Как это характеризует героев?

• Какими были отношения между ребятами? В чем проявлялось их взаимоуважение?

• Как ведут себя друзья, находясь в сложных ситуациях?

• Что дает основания утверждать о доброте, чуткости ребят в отношениях с Василием Трошем? Почему Сергей с Митькой не стараются отомстить Василию?

• Какими вы представляете наших героев через несколько лет? Прокомментируйте собственные суждения.

• Чем поучительны образы Сергея и Митьки для каждого из вас?

V. Закрепление изученного материала (ІХ раздел «Тайна лесного озера»).

1. Решение тестовых задач.

1. Митьказавр продолжительное время не появлялся, и Сергей высказал допущение по этому поводу:

а) «Может, он утонул»; б) «Наверное, его выследил кто-то другой»; в) «К сожалению, животное нашло себе другое водохранилище».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать