x x
menu

«Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». Осознание значения романтики в жизни человека

Цель: продолжая обработку приключенческой повести Я. Стельмаха, обратить внимание на элементы романтики, фантастики и т.п.; анализировать содержание произведения, отношения, поведения героев повести; развивать культуру связной речи; логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, сообразительность, умение рационально использовать учебное время; воспитывать чувство любви к природе, стремление ее познать, понимать, прививать уважение к творчеству украинских писателей, в частности Я. Стельмаха.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Я. Стельмаха, картины художников с разнообразными пейзажами, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Почему Сергей с Митькой хотя иногда и ссорятся, но всегда находят согласие?

• Чем захватила ребят зоология?

• Как понять название неизвестного чудовища, которого юные исследователи «окрестили» Митьказавром Стеценко?

• Почему ребята вместо насекомых пришли в восхищение от Митьказавра?

• Как в своем произведении Я. Стельмах старается передать связь исторического прошлого с современностью?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Дружба – самое необходимое для жизни.

Аристотель.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Л. Толстой.

1. Работа над VII разделом произведения «Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». - «Операция «Курица» проваливается вместе с дедом Трофимом».

1.1. Выразительное чтение, пересказ интереснейших эпизодов VIII раздела.

1.2. Тема: старание ребят с помощью курицы привлечь внимание чудовища, которое бы попало в яму.

1.3. Идея: высмеивание намерения ребят относительно охоты на неизвестного зверя; осуждение льстивости, черствости.

1.4. Основная мысль: нельзя становиться на путь вранья ради собственных нужд; наносить ущерб окружающим.

1.5. Сюжет.

Для того чтобы выманить неизвестное животное из воды и поймать его, Сергей с Митькой сделали следующее: поймали курицу, привязали ее веревкой к дереву (приманка), выкопали глубокую яму. Вместо чудовища в эту яму попал дед Трофим, который нес ребятам бидончик молочка, который передала бабушка. После этого Сергей и Митька вынуждены были вежливо врать старику о яме, курице и собственном пребывании возле озера.

1.6. Композиция.

События разворачиваются на протяжении одного дня.

Экспозиция: рассказ Митьки об особенностях охоты на тигров и необходимости применения этого метода для того, чтобы поймать чудовище.

Завязка: ребята поймали курицу, выкопали яму и ожидали появления неизвестного зверя.

Кульминация: в яму вместо чудовища попадает дед Трофим.

Развязка: лживое оправдывание перед дедом Трофимом, провал операции «Курица».

1.7. Обсуждение содержания VII раздела с вопросами:

• О чем прочитал Митька в книге относительно охоты на тигров?

• Для чего некоторые охотники роют яму во время охоты на тигров?

• Что интересного рассказал Сергей об охоте на коз в детстве?

• С какой целью Митька предложил Сергею привязать его веревкой к дереву? Какая была на это реакция Сергея?

• Как курица решила спор ребят относительно того, кого привязать к дереву?

• Опишите, как ребята ловили курицу? Почему они сравнивали ее со страусом?

• После кого и почему ребятами была найдена сандалия?

• Почему Митька обвинил Сергея в эгоизме, черствости, когда тот сжег сандалию?

• Какую яму выкопали ребята? В чем было ее назначение?

• О какой пище мечтал Сергей, отдыхая после копания ямы?

• Каким образом попал дед Трофим в яму?

• О чем происходил разговор между мальчиком и стариком?

• Какое приключение рассказал дед Трофим ребятам о коте? Для чего он это сделал?

• Какие впечатления остались у ребят после общения с дедом Трофимом?

• Почему, по мнению мальчиков, старику повезло, когда тот попал в яму?

• Из-за чего операция «Курица» не была успешной? Было ли это закономерным?

V. Закрепление изученного материалов по теме «Я. Стельмах “Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера»» (VII раздел «Операция “Курица» проваливается вместе с дедом Трофимом»).

1. Решение тестовых задач.

1. Митька прочитал в книге и потом рассказал Сергею, как:

а) охотиться на тигров; б) защищаться от змей; в) варить кашу и жарить рыбу во время отдыха.

2. Для того чтобы поймать неизвестное животное из озера, Сергей предложил Митьке:

а) на большой крючок прицепить кусочек мяса; б) выкопать яму; в) бросать в воду большие камни.

3. Вместо какого животного Митька предложил привязать Сергея к дереву? а) коровы;

б) козы; в) поросенка.

4. Большие вараны хватают на ветвях деревьев: а) обезьян; б) птиц; в) людей.

5. В яму, которую выкопали ребята, попал: а) Василий Трош; б) дед Трофим; в) дядя Игнат.

6. Что ребята хотели сделать в выкопанной ими яме? а) вбить кол; б) настелить сухой травы; в) небольшое болото.

7. О каком вкусном кушанье мечтали Митька и Сергей возле озера? а) Вареной каше; б) жареной рыбе; в) пироге с фасолью.

8. Какую работу ребята не выполняли в день охоты на неизвестного зверя? а) Варили в котле похлебку; б) крали курицу; в) рыли яму.

9. Почему ребята не сказали деду, кто выкопал яму, в которую он попал?

а) это бы отрицательно повлияло бы на охоту чудовища;

б) боялись племянника деда; в) не хотели слышать бранных слов старика.

10. Что передала ребятам бабушка через деда Трофима? а) теплую одежду; б) молоко;

в) приключенческие книги.

11. Чем хотели угостить ребята деда, стараясь его задобрить, так как чувствовали свою вину перед ним?

а) лимонадом; б) вкусной похлебкой; в) жареной курицей.

12. Какую вещь искала бабушка после того, как ребята отправились на охоту?

а) ключ от дома; б) лопату; в) котелок.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Догадался ли, на ваш взгляд, дед Трофим о тех, кто выкопал яму? Собственную мысль обоснуйте.

2. О чем свидетельствует богатая фантазия Сергея и Митьки во время охоты на неизвестного зверя? Свои соображения докажите.

3. За сколько километров от села Юрковки живет сестра деда Трофима? а) двенадцать;

б) пятнадцать; в) семь.

Карточка № 2.

1. Исследуйте, как увлечение ребятами художественной литературой оказало содействие тому, чтобы найти решение относительно возможности поймать неизвестное животное. Собственные наблюдения обобщите.

2. Можно ли, по вашему мнению, осудить ребят за то, что обманули старика Трофима? Как это их характеризует?

3. Чтобы выманить неизвестное существо из озера, ребята решили привязать к дереву:

а) гусыню; б) курицу; в) утку.

Карточка № 3.

1. Чем объяснить доброжелательное отношение деда Трофима к Сергею с Митькой, хотя из-за них он чуть не покалечился? Обоснуйте свою мысль.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать