x x
menu

Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке

Цель:  Дать ученикам начальное занятие о мифе и мифологии; рассказать о том, как и когда возникли мифы, о мировом значении мифологии и ее влияние на развитие искусства; развивать ассоциативное мышление учеников, творческое воображение, умение давать краткие логические ответы на вопрос; воспитывать интерес и почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков. Оборудование: книжная выставка разных изданий мифов Древней Греции, иллюстрации к мифам, репродукции картин на мифические сюжеты, мифологический словник. Тип урока:      Урок изучения нового материала.

  • ...Знать дохристианские верования
  • непременно нужно, так как без них нет
  • возможности понять...
  • историю культуры и историю литературы,
  • основанных на духу народа.
  • Митрополит Иларион.

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент

II.        Сообщение темы, цели урока

Запишите в тетради тему... Целью нашего урока есть...

III.        Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Миф происходит от греческого «митос», что означает «слово» Это давние за происхождением сказания о Богах, разных фантастических историях о сказочных героях, полубогах, уродах, «чудесах». Мифологическое мышление - это способ восприятия Вселенной мысленным взором и чувством, т.е. научно и образно вместе с тем.

2.    Беседа на проверку внимательности учеников

  • Какие причины возникновения мифов?
  • Можно ли их назвать явлениями искусства слова?
  • Вспомните, мифы каких народов вам известные? На доске записанные пословицы и выражения: «Человек - это смертный Бог» «Погасла жизнь». «На роде написано».

3.  Слово учителя. Древнерусские мифы очень похожие на библейские истории о создании человека из глины, из земли, из праха: «И создал Господь человека из праха земного». За одним из вариантов легенды, Бог старался изваять человека из теста. Отсюда и пословица: «Увидим, из которого ты теста!»

Так человек и появилась на мир. А чтобы он ожившая, вдохнул у него Господь душу.

У давних славян часто душа воображалась как огонь (искра, которую зажгло Солнце). Жизнь человека возможная была до тех пор, пока горело это внутреннее пламя. Не зря у нас до этого времени сохранилось выражение: «Погасла жизнь».

А кто же правит судьбой человека, отмеривает ей срок для жизни? Давние славяне считали, что это Род - «отец» всего видимого и невидимого. Когда рождался ребенок, его будущая судьба записывалась к книге Рода. Отсюда выражение: «На роде написано».

В Роде есть помощницы-рожаницы, две дивы: Судьба и Не судьба - счастье и несчастье, характер и неудача. Они пряли нить жизни каждого человека.

Итак, наш мир - мир гармонии и контрастов, в котором есть день и ночь, свет и тьма. Боги часто вмешиваются в жизнь людей, удовлетворяя свои интересы, амбиции, а то и просто развлекаясь. Вместе из тем им хочется уважения от людей, их жертвоприношений. Поэтому в мире людей из самого начала появилось добро и зло (грех); в борьбе добра и злой человек живой и поныне.

Мифы возникали во время, когда у людей было еще недостаточно развитое абстрактное мышление и сильное примитивное представление об окружающем миру и когда они ощущали бессилие перед стихийными силами природы.

 Мифология — это основа искусства разных народов, этим словом называют и совокупность мифов какого-нибудь народа, и науку, которая изучает мифы.

Почти у каждого народа сохраняются пересказы, в которых действительное историческое переплетается с недействительным выдуманным; случаются чудеса, где действуют не только люди, а и фантастические существа бессмертные Боги, полубоги, фантастические животные.

- Рассмотрим картины, рисунки, которые представлены на доске.

Каких необыкновенных существ вы увидели? Опишите. (Циклоп, Кентавр, крылатый конь Пегас, созвездие Сфинкса - львицу из женской главой, Химеру - с главами Льва, козы и змеиным хвостом, сирена - полу-женщина-полуптица, Горгона).

4.  Слово учителя. Так один за одним рождаются слова-мифы, которые перерастают в рассказы о высших существа, которые подобны людям. История знает несколько старинных цивилизаций со своими Богами и героями, с собственными тотемами (живое существо или какой-то символ, который считается священным) и табу (религиозные запреты, нарушение которых наказывалось Богами). Мифы сближались с религией, поэтому в давних религиях Богов было много. Если распределить все мифы по их смыслу, то можно определить четыре разновидности:

1)   объяснительные, что толкуют возникновение какого-то явления природы или человеческого общества;

2)   повествовательные, в которых излагаются выдуманные истории о седой давности;

3)   мифы о возникновении мира или его создание сверхъестественными существами - богами;

4)   мифы, в которых действуют герои-полубоги, пращуры исторических людей.

5.  Словарная работа: На доске записанные определения понятий. Читает учитель. Ученики читают

молча. Закрываю определение и даю возможность сказать его по памяти.

Миф (от грец. слово, пересказ) — форма мышления старинного человека, который передует искусству.

Мифология — совокупность мифов какого-нибудь народа, наука, которая изучает мифы.

6.    Беседа:

  • Что в переводе из греческого означает слово «миф»?
  • Что такое миф, мифология?
  • Что давние люди выражали в мифах?
  • Какие имена персонажей мифов вы запомнили?
  • В чем вы усматриваете похожесть мифов разных народов мира?
  • Какие разновидности мифов определяют по их смыслу? Закрепление понятия о мифе.

7. Краткий пересказ учениками прочитанных мифов.

IV.        Итог урока

Мифы помогают нам понять историю культуры и историю литературы, основанных на дохристианских верованиях народа.

Чудеса, которые меня ждут в мифе, превосходят всякие сказки.

V.       Домашняя задача

Прочитать мифы «О создании земли», «Чему бывает печальное Солнце?».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать