Последователи школы профессора Л. Мирошниченко активно утверждают демократическую концепцию в обучении вообще и литературы в частности. Работа методической школы строится на четко выверенных научных основах, в частности таких: 1. Сохранение научных традиций, которые существуют от времени возникновения методики как науки. Эти традиции являются источником собственных сил и энергии, стимулом к поиску.

Повседневная жизнь ученых-методистов - вечный творческий поиск в одновременном существовании прошлого и будущего, который дает возможность не только использовать давние традиции методики изучения литературы, а и с учетом требований времени, новых приоритетов учебно-воспитательного процесса делать акцент в процессе формирования личности на развитии ее естественных способностей средствами искусства слова. 2. Разработка содержания и технологий обучения литературе может осуществляться на основе новой методологии, которая содержит фундаментальные положения признанных наук: литературоведения, лингвистики, педагогики, возрастной и педагогической психологии, философии, обществоведческих наук и т. п. Такой критерий был одним из основных в разработке научными работниками кафедры программ по зарубежной литературе и научно-методического комплекса для обеспечения учебно-воспитательного процесса.

3. Литература должна изучаться как составляющая духовной и художественной культуры, феномен искусства. При этом утверждается положение - мировое художественное творчество должно быть представлено величайшими ее деятелями, значимость творчества которых в каждой национальной литературе определенного периода является определяющим.

Но ориентироваться учитель должен на сознание украинского читателя. Поэтому активно разрабатываются вопросы внедрения элементов компаративистики, общечеловеческих и национальных аспектов обучения. 4. Принципиальной является и цель учебного курса - формирование творческого читателя с критическим мышлением. Поэтому представители методической школы, опираясь на свыше 40-летний опыт теоретического и практического изучения вопроса, неоднократно делали ударение на том, что школьный курс литературы не должен содержать значительного количества толстых романов. Такая позиция доказала свою результативность. Ученые убеждают в необходимости учета такой идеи весомыми аргументами.

Во-первых, отведенное количество часов на изучение зарубежной литературы не дает возможности достичь глубокого, осознанного, высококачественного ее постижения. Во-вторых, изучение произведений искусства слова по отрывкам не дает возможности реализовать основной принцип литературного образования - обеспечить полноценное общение с художественной литературой, ученическую интерпретацию и формирование собственной позиции. 5.

Учитывая новейшие исследования наук, интерпретация текстов, которые изучаются, должна строиться на основе целостного восприятия в единстве формы, содержания и специфики читательской рецепции. 6. Изучение курса зарубежной литературы должно происходить во взаимосвязи с изучением курса родной литературы и соотноситься с ним на всех этапах формирования читателя. Именно поэтому активно разрабатываются вопрос формирования теоретико-литературных понятий и развития читательских умений и навыков в процессе изучения обеих курсов. Использованная литература 1. Щербина В. Р. Проблемы литературного образования в средней школе. - М., 1978. - С. 18. 2. Обсуждаем проект типовой программы //Лит. в шк. — М., 1979. - №3. - С. 29-30. 3. Обсуждаем проект типовой программы //Лит. в шк. - М., 1979. - № 3. - С. 49. 4. Проект программы средней общеобразовательной школы: Русская литература. 4-10 кл. - К., 1980. - С. 3. 5. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 442. 6. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971. - С. 75. 7. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М. , 1962. - С. 441-442. 8. Тураев С. В. Не отделять русскую литературу от мирового литературного процесса //Лит. вшк. - 1979. - № 3. - С. 29-30. 9. Эккерман И. П. Разговоры с Гете. - М.; Л. , 1934. - С. 348. 10. Программы средней общеобразовательной школы на украинском языке обучения: Мировая литература ( 5-11 кл.). - К. , 1995. - С. 2. 11. Министерство образования начало работу над стандартами школьных дисциплин //Всемирная лит. в сред, нач. зав. Украины. - 1997. - № 2. - С. 3. 12. Бродский И. А. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы: В 2 т. - Минск, 1992. - Т. 2. - С. 457. 13. Денисова Т. Н. , Сиваченко Г. М. Зарубежная литература: Книга для чтения - Учебник для 7—8 кл. — К., 1995. — С. 236. 14. Пивнюк Н. О., Чепурко О. М., Грибницкая Н. М. Зарубежная литература: Учебник-Хрестоматия. 5 кл.: В 2 ч. - К., 1998. - С. 9. 15. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. IV - VII кл. - Л., 1968. - 386 с. 16. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. - М. ,1965. - 184 с. 17. Медведев В. П. Изучение лирики в школе. - М., 1985. - С. 206. 18. Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература: Проб, учеб. для 9 кл. сред. шк. - К., 1995. - 304 с. 19. Загребельний П. Большой святости не может быть без большого греха//Факты. - 1999. – 9 апр. - С. 6. 20. Мирошниченко Л., Клименко Ж., Исаева О. Учебник нового поколения. Какой он есть. Каким должен быть //Всемирная лит. в сред, нач. зав. Украины. - 2012. - № 10. - С. 4. Рекомендованная литература 1. Волощук Е. В. Зарубежная литература: Учеб. для 5 кл. - К.: Генеза, 2005. - 272 с. 2. Зарубежная литература. Программы для средней общеобразовательной школы. 5-11 кл. - К.: Перун, 1998. - 86 с. 3. Зарубежная литература. Программы для средней общеобразовательной школы. 5-11 кл. - К: Школьный мир, 2012. - 53 с. 4. Ковбасенко Ю. И., Ковбасенко Л. В. Зарубежная литература: Учеб. для 5 кл. - К.: Грамота, 2005. - 296 с. 5. Мирошниченко Л. Ф., Клименко Ж. В. Зарубежная литература: Учеб. для 5 кл. - К.: Учеб. кн., 2005. - 288 с. 6. Мирошниченко Л. Ф., Клименко Ж. В., Исаева О. О. Учебник нового поколения. Какой он есть. Каким ему быть //Всемирная лит. в сред, нач. зав. Украины. - 2004. - № 1. - С. 6-9.