x x
menu

«Мещанин-шляхтич». Высмеивание спеси, тщеславия и необоснованных претензий на аристократизм в комедии (разработка урока)

Цель:  исследовать основные конфликты и проблемы произведения, проанализировать образную систему комедии Мольера «Мещанин-Шляхтич», определить средства создания образов; совершенствовать навыки анализа и сравнения литературных образов, формировать навыки выразительного чтения в лицах, комментируемого чтения; формировать понятие чести и достоинства, самодостаточности.

Оборудование: «Литературное лото», карточки для стратегии «Карусель», сравнительные таблицы.

Тип урока:    формирование и усовершенствование умений и навыков.

  • Конечно, господин наш - человек совсем темный,
  • Плещет обо всем, не понимая ничего и аплодирует каждой бессмыслице,
  • но за его деньги можно простить ему всякую глупость.
  • Понимание искусства у него в кошельке, а похвала его - червонцы,
  • и этот мещанин - невежда, как видите, платит нам лучше,
  • чем тот высокородный вельможа, который нас сюда привел.
  • Ж. Б. Мольер.

Ход урока.

І. Эвокация.

1. Слово учителя.

Итак, на предыдущем уроке мы определили общие основы классицизма и проследили их отображение в творчестве Мольера. Вы получили задачу составить «Гимн Мольеру». Давайте проследим, каким же вы увидели французского драматурга.

Зачитывание учениками сенканов, созданных дома. Например, Мольер:

Талантливый, необычный.

Создавал, смеялся, страдал.

Я захватываюсь его мастерством.

Художник от Бога.

2.         Объявление темы и задач урока. «Сундучок ожиданий».

Методический комментарий.

Ученики записывают свои ожидания на карточках относительно того, о чем будем размышлять на уроке и, комментируя, складывают их в сундучок.

3.         Обращение к эпиграфу.

Проблемный вопрос урока: подумайте над содержанием эпиграфа и в конце урока дайте ответ на вопрос: «В чем был прав учитель относительно Журдена и в чем он ошибался?».

  1. Проверка качества усвоения теоретических знаний.  «Карусель». Методический комментарий.

На чистом листе учитель записывает вопрос. Количество листов зависит от количества вопросов, итак, их - 3. Ученики объединяются соответственно в 3 группы. Каждая группа получает по одном листу. Обсудив вопрос, на листах под вопросом она фиксирует ответ. Лист складывается таким образом, чтобы ответ был скрыт, оставался только вопрос и место для ответа на него другими группами. В таком виде группы обмениваются листами по кругу. Работа повторяется, только с другим вопросом. Скрытый ответ предыдущей группы открывать не разрешается. Процесс повторяется до тех пор, пока лист не возвращается к группе, которая первой давала на него ответ. После этого группы знакомятся со всеми ответами и знакомят с ними весь класс, поочередно. Определяют, какие из них являются наиболее исчерпывающими и правильными.

Задача на листах.

•          Расскажите об эстетичных взглядах Мольера относительно драматургии.

•          Докажите, что Мольер был реформатором театральной системы.

•          Какие проблемы поднимаются в комедии «Мещанин-Шляхтич»?

5.         Проверка качества усвоения текста «Литературным лото».

Методический комментарий.

Каждый ученик получает один из трех вариантов индивидуальной карточки, где записаны вопросы к прочитанному произведению.

После того, как ученики ознакомились с содержанием своих карточек, учитель зачитывает ответы в произвольном порядке. Ученики закрывают каждую часть таблицы соответствующей карточкой с номером правильного ответа (по принципу лото). В конце игры вся таблица должна быть закрытой карточками с номерами.

Вариант 1.

  • Имя малокультурного, самоуверенного мещанина, ослепленного желанием войти в аристократический мир.    
  • Кого из себя показывает Дорант перед Журденом?
  • Кого (тайно от жены) готовится принять в своем доме господин Журден?  
  • Как реагируют учителя на демонстрацию нового костюма господином Журденом?
  • Какая реакция жены и служанки на одежду господина Журдена?      
  • Почему господин Журден отвечает отказом жениху своей дочери Люсиль?
  • Кто переоделся в турецкого вельможу?   
  • Маркиза, наблюдая посвящение в «мамамуши» убеждена, что это ...

Вариант № 2.

  • Кто автор записки к маркизе: «Прекрасная маркиза, ваши замечательные глаза провещают мне смерть».        
  • В какой сан посвящает «турецкий вельможа» господина Журдена?
  • Какие собственные интересы имеет Дорант относительно богатой маркизы?         
  • Почему Дорант запрещает Журдену говорить с маркизой о бриллианте?
  • Что просит Клеонт, переодетый в «турецкого вельможу», у господина Журдена?   
  • Почему Журден постоянно занимает деньги Доранту?
  • Как обманывает портной Журдена?        
  • Доминирующая черта характера господина Журдена.

Вариант № 3

  • Каким языком, по мнению Журдена, разговаривают мамамуши?       
  • Почему Дорант постоянно занимает деньги у Журдена?
  • Что дарит Дорант маркизе?
  • Чью любовь можно охарактеризовать как здравомыслящее и полезное?
  • Сколько  пар влюбленных  в произведении?     
  • Что решил сделать Клеонт, когда Журден отказался отдать за него замуж Люсиль?
  • Очевидно, что господин Журден был бы целиком нормальным, мыслящим человеком, но при каких условиях?     
  • Чья любовь изображается как средство попасть в высшее общество, но является довольно трогательной?

Ответы на вопросы, которые зачитывает учитель:

  •  
    1. Хочет вступить в брак с маркизой.
    2. Клеонт.
    3. Руки его дочери, т.е. вступить в брак.
    4. Влиятельное лицо при короле.
    5. В сан «мамамуши».
    6. Специально устроенное для ее развлечения действо.
    7. Автор - господин Журден.
    8. Высокопоставленную даму - маркизу.
    9. Бриллиант.
    10. Шьет из его товара одежду себе.
    11. Льстивое одобрение.
    12. Так как сказав, что это его подарок.
    13. Они насмехаются над костюмом господина Журдена.
    14. Кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена разворачивается еще 3 линии: Люсиль - Клеонт, маркиза - граф, Николь - Ковьель.
    15. Так как тот не дворянин.
    16. Решил проучить господина Журдена.
    17. Любовь господина Журдена к маркизе.
    18. Любовь графа Доранта.
    19. Господин Журден.
    20. Его мания, страсть ко всему дворянскому.
    21. Так как для него это большая честь, и он беспредельно верит Доранту, как дворянину.
    22. Желание принадлежать к дворянству.
    23. Он обедневший дворянин и хочет улучшить свои дела бракосочетанием с маркизой, но ухаживание нуждается в финансах.
    24. Турецкой.

Учитель открывает доску, где записаны ключи к карточкам, ученики проводят самопроверку.

ІІ. Осознание (проблемно-поисковая деятельность). Работа над образной системой произведения.

1.         Выразительное чтение явления 2 действия ІV.

(госпожа Журден, господин Журден, Доримена, Дорант).

2.         Беседа на восприятие.

•          Как ведет себя госпожа Журден, увидев господина Журдена в окружении Доранта и Доримены?

•          Как она разоблачает Доранта?

•          Как ее слова характеризуют господина Журдена?

•          Можно ли сказать, что госпожа Журден высказала целиком объективную оценку?

3.         Рассказ от лица литературного персонажа.

Расскажите о господине Журдене от лица его жены - госпожи Журден.

4.         Пересказ текста (действие ІV, явление 2) с творческой задачей:

•          Какую затею задумали Ковьель и Клеонт относительно Журдена? С какой целью?

•          Сжато расскажите о посвящении Журдена в мамамуши. Как в этой сцене раскрывается характер Журдена и других персонажей?

•          Как относятся к своему происхождению господин Журден и Клеонт?

5.         Рассказ от лица литературного персонажа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать