Цель: исследовать основные конфликты и проблемы произведения, проанализировать образную систему комедии Мольера «Мещанин-Шляхтич», определить средства создания образов; совершенствовать навыки анализа и сравнения литературных образов, формировать навыки выразительного чтения в лицах, комментируемого чтения; формировать понятие чести и достоинства, самодостаточности.
Оборудование: «Литературное лото», карточки для стратегии «Карусель», сравнительные таблицы.
Тип урока: формирование и усовершенствование умений и навыков.
- Конечно, господин наш - человек совсем темный,
- Плещет обо всем, не понимая ничего и аплодирует каждой бессмыслице,
- но за его деньги можно простить ему всякую глупость.
- Понимание искусства у него в кошельке, а похвала его - червонцы,
- и этот мещанин - невежда, как видите, платит нам лучше,
- чем тот высокородный вельможа, который нас сюда привел.
- Ж. Б. Мольер.
Ход урока.
І. Эвокация.
1. Слово учителя.
Итак, на предыдущем уроке мы определили общие основы классицизма и проследили их отображение в творчестве Мольера. Вы получили задачу составить «Гимн Мольеру». Давайте проследим, каким же вы увидели французского драматурга.
Зачитывание учениками сенканов, созданных дома. Например, Мольер:
Талантливый, необычный.
Создавал, смеялся, страдал.
Я захватываюсь его мастерством.
Художник от Бога.
2. Объявление темы и задач урока. «Сундучок ожиданий».
Методический комментарий.
Ученики записывают свои ожидания на карточках относительно того, о чем будем размышлять на уроке и, комментируя, складывают их в сундучок.
3. Обращение к эпиграфу.
Проблемный вопрос урока: подумайте над содержанием эпиграфа и в конце урока дайте ответ на вопрос: «В чем был прав учитель относительно Журдена и в чем он ошибался?».
- Проверка качества усвоения теоретических знаний. «Карусель». Методический комментарий.
На чистом листе учитель записывает вопрос. Количество листов зависит от количества вопросов, итак, их - 3. Ученики объединяются соответственно в 3 группы. Каждая группа получает по одном листу. Обсудив вопрос, на листах под вопросом она фиксирует ответ. Лист складывается таким образом, чтобы ответ был скрыт, оставался только вопрос и место для ответа на него другими группами. В таком виде группы обмениваются листами по кругу. Работа повторяется, только с другим вопросом. Скрытый ответ предыдущей группы открывать не разрешается. Процесс повторяется до тех пор, пока лист не возвращается к группе, которая первой давала на него ответ. После этого группы знакомятся со всеми ответами и знакомят с ними весь класс, поочередно. Определяют, какие из них являются наиболее исчерпывающими и правильными.
Задача на листах.
• Расскажите об эстетичных взглядах Мольера относительно драматургии.
• Докажите, что Мольер был реформатором театральной системы.
• Какие проблемы поднимаются в комедии «Мещанин-Шляхтич»?
5. Проверка качества усвоения текста «Литературным лото».
Методический комментарий.
Каждый ученик получает один из трех вариантов индивидуальной карточки, где записаны вопросы к прочитанному произведению.
После того, как ученики ознакомились с содержанием своих карточек, учитель зачитывает ответы в произвольном порядке. Ученики закрывают каждую часть таблицы соответствующей карточкой с номером правильного ответа (по принципу лото). В конце игры вся таблица должна быть закрытой карточками с номерами.
Вариант 1.
- Имя малокультурного, самоуверенного мещанина, ослепленного желанием войти в аристократический мир.
- Кого из себя показывает Дорант перед Журденом?
- Кого (тайно от жены) готовится принять в своем доме господин Журден?
- Как реагируют учителя на демонстрацию нового костюма господином Журденом?
- Какая реакция жены и служанки на одежду господина Журдена?
- Почему господин Журден отвечает отказом жениху своей дочери Люсиль?
- Кто переоделся в турецкого вельможу?
- Маркиза, наблюдая посвящение в «мамамуши» убеждена, что это ...
Вариант № 2.
- Кто автор записки к маркизе: «Прекрасная маркиза, ваши замечательные глаза провещают мне смерть».
- В какой сан посвящает «турецкий вельможа» господина Журдена?
- Какие собственные интересы имеет Дорант относительно богатой маркизы?
- Почему Дорант запрещает Журдену говорить с маркизой о бриллианте?
- Что просит Клеонт, переодетый в «турецкого вельможу», у господина Журдена?
- Почему Журден постоянно занимает деньги Доранту?
- Как обманывает портной Журдена?
- Доминирующая черта характера господина Журдена.
Вариант № 3
- Каким языком, по мнению Журдена, разговаривают мамамуши?
- Почему Дорант постоянно занимает деньги у Журдена?
- Что дарит Дорант маркизе?
- Чью любовь можно охарактеризовать как здравомыслящее и полезное?
- Сколько пар влюбленных в произведении?
- Что решил сделать Клеонт, когда Журден отказался отдать за него замуж Люсиль?
- Очевидно, что господин Журден был бы целиком нормальным, мыслящим человеком, но при каких условиях?
- Чья любовь изображается как средство попасть в высшее общество, но является довольно трогательной?
Ответы на вопросы, которые зачитывает учитель:
-
- Хочет вступить в брак с маркизой.
- Клеонт.
- Руки его дочери, т.е. вступить в брак.
- Влиятельное лицо при короле.
- В сан «мамамуши».
- Специально устроенное для ее развлечения действо.
- Автор - господин Журден.
- Высокопоставленную даму - маркизу.
- Бриллиант.
- Шьет из его товара одежду себе.
- Льстивое одобрение.
- Так как сказав, что это его подарок.
- Они насмехаются над костюмом господина Журдена.
- Кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена разворачивается еще 3 линии: Люсиль - Клеонт, маркиза - граф, Николь - Ковьель.
- Так как тот не дворянин.
- Решил проучить господина Журдена.
- Любовь господина Журдена к маркизе.
- Любовь графа Доранта.
- Господин Журден.
- Его мания, страсть ко всему дворянскому.
- Так как для него это большая честь, и он беспредельно верит Доранту, как дворянину.
- Желание принадлежать к дворянству.
- Он обедневший дворянин и хочет улучшить свои дела бракосочетанием с маркизой, но ухаживание нуждается в финансах.
- Турецкой.
Учитель открывает доску, где записаны ключи к карточкам, ученики проводят самопроверку.
ІІ. Осознание (проблемно-поисковая деятельность). Работа над образной системой произведения.
1. Выразительное чтение явления 2 действия ІV.
(госпожа Журден, господин Журден, Доримена, Дорант).
2. Беседа на восприятие.
• Как ведет себя госпожа Журден, увидев господина Журдена в окружении Доранта и Доримены?
• Как она разоблачает Доранта?
• Как ее слова характеризуют господина Журдена?
• Можно ли сказать, что госпожа Журден высказала целиком объективную оценку?
3. Рассказ от лица литературного персонажа.
Расскажите о господине Журдене от лица его жены - госпожи Журден.
4. Пересказ текста (действие ІV, явление 2) с творческой задачей:
• Какую затею задумали Ковьель и Клеонт относительно Журдена? С какой целью?
• Сжато расскажите о посвящении Журдена в мамамуши. Как в этой сцене раскрывается характер Журдена и других персонажей?
• Как относятся к своему происхождению господин Журден и Клеонт?
5. Рассказ от лица литературного персонажа.