«Маруся Богуславка». Проблема выбора героини

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Какие жанры устного народного творчества вам известные?
  • Как фольклор связан с историческими событиями, жизням украинского народа?
  • Кого и за что восхваляли народные творцы в песнях, думах?
  • Сравните думу и песню как народные литературные жанры.
  • Назовите разновидности дум, приводя соответствующие примеры.
  • Что вам известно об исполнителях дум? Какими лирическими инструментами пользовались кобзари и лирники?

III. объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников

IV. основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя. историческая справка о нападении турок на Украину

В ХV-ХVII ст. турки и татары часто нападали на украинские села и города, грабили и жгли их. Старых людей и маленьких деток они убивали, а молодежь забирали в плен и потом продавали в рабство.

Украинский народ героически боролся с поработителями. Особенно прославились своим мужеством казаки. Чтобы предупредить вооруженные нападения врага, они нередко переплывали Черное море на кораблях (галерах) и больших лодках («чайках»). Достигши берегов Турции, жгли ее столицу Царьгород, громили войско, уничтожали флот, разбивали тюрьмы и освобождали плененных. Бывало, что кто-то из казаков-мстителей сам попадался в плен к туркам.

Плененным казакам татарские и турецкие ватажки нередко предлагали стать к ним на службу, обещая за это богатство и власть. Но мужественные запорожцы предпочитали лучше умереть от жестокой пытки, чем продаться врагу. Измена Родины позорная, а позор для казака была страшнее за истязание и смерть.

Эта тема нашла свое отображение и в «Думе о Марусе Богуславке».

2.         Обработка думы о Марусе Богуславке

2.1.      Выразительное чтение думы, прослушивание отдельных отрывков грамзаписи оперы «Маруся Богуславка».

2.2.      Историческая основа произведения.

Об исторической основе думы о Марусе Богуславке говорить сложно, поскольку достоверных сведений к нам не дошло. Считают, что образ Маруси Богуславки - главной героини произведения - это сборный образ, который не имеет конкретного исторического прототипа, хотя известно, что иногда красивые украинские девушки-полонянки, потурчившись, занимали видные места при дворах турецких вельмож (например, жена Сулеймана Роксолана).

Бывали случаи, когда девушки-полонянки попадались в гарем, становились женами турецких богатеев, даже имели от них детей. И до конца жизни в глубине их сознания тлел патриотический огонек и не забывалась вина перед родной Родиной, не затухало чувства к родному родительскому краю, родной земле. Большие мучения терпели такие люди, часто это было трагедией их жизни. Вот в этой думе и рассказывается о девушке-полонянке «Марусю, поповну Богуславку», которая, попав в плен, «потурчилась, побусурманилась для роскоши турецкой, для лакомства несчастного» - стала женой богатого «господина турецкого».

2.3.      Тема: воспроизведение времен борьбы украинского народа с турками и продолжительного пребывания казаков во вражеском плену, которым стремится помочь Маруся Богуславка.

2.4.      Идея: осуждение порабощения, страданий, которых испытали украинцы во время нападения турок, вера в счастливую свободную жизнь.

2.5.      Основная мысль: сколько горя, мыканий испытал народ в борьбе с захватчиками, только мужество, решительность украинцев лишит их от вражеского гнета, унижение.

2.6.      Жанр: народная дума невольнического цикла.

2.7.      Композиция.

Введение: рассказ о том, как казаки находились в заключении у господина турецкого.

Основная часть: обещание Маруси освободить запорожцы из неволи после отъезда турецкого господина к мечети.

Окончание: Маруся додержалось обещания - освободила казаков из неволи; отказ героини убегать на родную землю.

2.8.      Обсуждение содержания думы за вопросами:

  • О каких временах речь идет язык в произведении? Что об этом свидетельствует?
  • Каким образом, на ваш взгляд, казаки попали в плен?
  • Назовите известных вам предводителей в борьбе украинского народа с турками.
  • В каких условиях находились запорожцы в плену? Как об этом указано в думе? (Сколько бедных казаков, А в неволи пробовали И Божьего мира И солнца праведного не увидели )
  • Для чего к темнице каменной пришла Маруся?
  • Как казаки восприняли ее обращение к ним? (Словами проговаривали, Слезами проливали...)
  • Чему казаки называли Марусю полонянкой?
  • В думе Маруся - поповна Богуславка. С чем связанное такое имя героини?
  • Какой праздник отмечается христианами на сороковой день от Пасхи? Что вам о нем известно?
  • Как восприняли заключенные казаки о христианском празднике, который услышали от Маруси? (Гей, и девку- полонянку, Марусю, поповну Богуславку, Кляли-Проклинали...)
  • Чем обусловленная такая реакция запорожцев?
  • Чему Маруся вынужденная была оправдываться перед казаками? Что она им пообещала? (Гей, как дождемся святой Пасхи, То будет нам господин турецкий К мечети отъезжать , То будет мне, девке-пленнице, Марусе, поповне Богуславце, Ключи на руки отдавать, Буду на руки принимать, К каменной темнице прибывать. Ой то буду до каменной темницы Прибывать, отирать, Вас, бедных невольников, А из каменной темницы выпускать)
  • Не было ли это риском для нее?
  • С какой просьбой обратилась Маруся к казакам? (В города христианские удирайте, Только города Бог слава не минуйте! К отцу к моему и матери прибывайте И отцу моему и матери То знать давайте...)
  • Чему героиня не хочет возвратить к родителям? (Так как уже я потурчилась, побусурманилась Для роскоши турецкой Для лакомства несчастного)
  • Объясните слова «потурчилась», «побусурманилась».
  • Имела ли право Маруся отказываться от христианской веры?
  • Почему неволя в произведении названа тяжелой?
  • Как Маруся объясняет свое решение изменить веру?
  • С какой просьбой происходит обращение к Господу в конце произведения? (Ты освободи нас, Господи, Из тяжелой неволи Пошли, Бог, на многая лета И к концу века!)

2.9. Художественные особенности думы.

Эпитеты: «белый камень», «бедные невольники», «святой день», «тяжелая неволя», «роскошь турецкая», «лакомство несчастное», «тихие воды».

Метафора: «слезами проливали».

Повторы: «...стояла темница каменная»; «...казаки, вы, бедные невольники»; «Словами проговаривали, Слезами проливали»; «... девка-полонянка, Маруся, поповна Богуславка».

Риторические оклики: «Казаки, вы, бедные невольники!», «Гей. Казаки, вы, бедные невольники!», «Как ты нам святая Пасха и сказала!», «Только города Богуслава не минуйте!», «...Между мир крещен!», «Пошли, Бог, на многая лета И к концу века!».

Риторический вопрос: «Или вы знаете, Что в нашей земле Да и день сейчас?»

V. Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опрашивания

1.         Возле которого моря происходят события в произведении?

а) Каспийского; б) Азовского; в) Черного; г) Аральского.

2.         Сколько казаков узников находилось в темнице каменной?

а) Семьсот; б) пятьсот; в) много; г) триста.

3.         Обращаясь к заключенным запорожцам, Маруся называет их невольниками: а) несчастными; б) бедными; в) изможденными; г) страдающими.

4.         С каким вопросом обратилась героиня думы к плененным казакам?

а)         «Или вы знаете, что в нашей земле да и день сейчас?»

б)         «Чем я могла бы вам помочь, родненькие?»

в)         «Или ели, или пили вы, братцы милые?»

г)         «Или придерживаетесь вы веры христианской?»

5.         Богуславка была: а) казачкой; б) поповной; в) царевной; г) дочерью крестьянской.

6.         Каким образом Маруся попала к каменной темнице, где были заключенные?

а)         Прилила на лодке через море;

б)         прошла тайной тропой в горах;

в)         переодевшись у турка охранника;

г)         прошла, как жена турецкого господина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент