Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами
- Какие жанры устного народного творчества вам известные?
- Как фольклор связан с историческими событиями, жизням украинского народа?
- Кого и за что восхваляли народные творцы в песнях, думах?
- Сравните думу и песню как народные литературные жанры.
- Назовите разновидности дум, приводя соответствующие примеры.
- Что вам известно об исполнителях дум? Какими лирическими инструментами пользовались кобзари и лирники?
III. объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников
IV. основное содержание урока
1. Вступительное слово учителя. историческая справка о нападении турок на Украину
В ХV-ХVII ст. турки и татары часто нападали на украинские села и города, грабили и жгли их. Старых людей и маленьких деток они убивали, а молодежь забирали в плен и потом продавали в рабство.
Украинский народ героически боролся с поработителями. Особенно прославились своим мужеством казаки. Чтобы предупредить вооруженные нападения врага, они нередко переплывали Черное море на кораблях (галерах) и больших лодках («чайках»). Достигши берегов Турции, жгли ее столицу Царьгород, громили войско, уничтожали флот, разбивали тюрьмы и освобождали плененных. Бывало, что кто-то из казаков-мстителей сам попадался в плен к туркам.
Плененным казакам татарские и турецкие ватажки нередко предлагали стать к ним на службу, обещая за это богатство и власть. Но мужественные запорожцы предпочитали лучше умереть от жестокой пытки, чем продаться врагу. Измена Родины позорная, а позор для казака была страшнее за истязание и смерть.
Эта тема нашла свое отображение и в «Думе о Марусе Богуславке».
2. Обработка думы о Марусе Богуславке
2.1. Выразительное чтение думы, прослушивание отдельных отрывков грамзаписи оперы «Маруся Богуславка».
2.2. Историческая основа произведения.
Об исторической основе думы о Марусе Богуславке говорить сложно, поскольку достоверных сведений к нам не дошло. Считают, что образ Маруси Богуславки - главной героини произведения - это сборный образ, который не имеет конкретного исторического прототипа, хотя известно, что иногда красивые украинские девушки-полонянки, потурчившись, занимали видные места при дворах турецких вельмож (например, жена Сулеймана Роксолана).
Бывали случаи, когда девушки-полонянки попадались в гарем, становились женами турецких богатеев, даже имели от них детей. И до конца жизни в глубине их сознания тлел патриотический огонек и не забывалась вина перед родной Родиной, не затухало чувства к родному родительскому краю, родной земле. Большие мучения терпели такие люди, часто это было трагедией их жизни. Вот в этой думе и рассказывается о девушке-полонянке «Марусю, поповну Богуславку», которая, попав в плен, «потурчилась, побусурманилась для роскоши турецкой, для лакомства несчастного» - стала женой богатого «господина турецкого».
2.3. Тема: воспроизведение времен борьбы украинского народа с турками и продолжительного пребывания казаков во вражеском плену, которым стремится помочь Маруся Богуславка.
2.4. Идея: осуждение порабощения, страданий, которых испытали украинцы во время нападения турок, вера в счастливую свободную жизнь.
2.5. Основная мысль: сколько горя, мыканий испытал народ в борьбе с захватчиками, только мужество, решительность украинцев лишит их от вражеского гнета, унижение.
2.6. Жанр: народная дума невольнического цикла.
2.7. Композиция.
Введение: рассказ о том, как казаки находились в заключении у господина турецкого.
Основная часть: обещание Маруси освободить запорожцы из неволи после отъезда турецкого господина к мечети.
Окончание: Маруся додержалось обещания - освободила казаков из неволи; отказ героини убегать на родную землю.
2.8. Обсуждение содержания думы за вопросами:
- О каких временах речь идет язык в произведении? Что об этом свидетельствует?
- Каким образом, на ваш взгляд, казаки попали в плен?
- Назовите известных вам предводителей в борьбе украинского народа с турками.
- В каких условиях находились запорожцы в плену? Как об этом указано в думе? (Сколько бедных казаков, А в неволи пробовали И Божьего мира И солнца праведного не увидели )
- Для чего к темнице каменной пришла Маруся?
- Как казаки восприняли ее обращение к ним? (Словами проговаривали, Слезами проливали...)
- Чему казаки называли Марусю полонянкой?
- В думе Маруся - поповна Богуславка. С чем связанное такое имя героини?
- Какой праздник отмечается христианами на сороковой день от Пасхи? Что вам о нем известно?
- Как восприняли заключенные казаки о христианском празднике, который услышали от Маруси? (Гей, и девку- полонянку, Марусю, поповну Богуславку, Кляли-Проклинали...)
- Чем обусловленная такая реакция запорожцев?
- Чему Маруся вынужденная была оправдываться перед казаками? Что она им пообещала? (Гей, как дождемся святой Пасхи, То будет нам господин турецкий К мечети отъезжать , То будет мне, девке-пленнице, Марусе, поповне Богуславце, Ключи на руки отдавать, Буду на руки принимать, К каменной темнице прибывать. Ой то буду до каменной темницы Прибывать, отирать, Вас, бедных невольников, А из каменной темницы выпускать)
- Не было ли это риском для нее?
- С какой просьбой обратилась Маруся к казакам? (В города христианские удирайте, Только города Бог слава не минуйте! К отцу к моему и матери прибывайте И отцу моему и матери То знать давайте...)
- Чему героиня не хочет возвратить к родителям? (Так как уже я потурчилась, побусурманилась Для роскоши турецкой Для лакомства несчастного)
- Объясните слова «потурчилась», «побусурманилась».
- Имела ли право Маруся отказываться от христианской веры?
- Почему неволя в произведении названа тяжелой?
- Как Маруся объясняет свое решение изменить веру?
- С какой просьбой происходит обращение к Господу в конце произведения? (Ты освободи нас, Господи, Из тяжелой неволи Пошли, Бог, на многая лета И к концу века!)
2.9. Художественные особенности думы.
Эпитеты: «белый камень», «бедные невольники», «святой день», «тяжелая неволя», «роскошь турецкая», «лакомство несчастное», «тихие воды».
Метафора: «слезами проливали».
Повторы: «...стояла темница каменная»; «...казаки, вы, бедные невольники»; «Словами проговаривали, Слезами проливали»; «... девка-полонянка, Маруся, поповна Богуславка».
Риторические оклики: «Казаки, вы, бедные невольники!», «Гей. Казаки, вы, бедные невольники!», «Как ты нам святая Пасха и сказала!», «Только города Богуслава не минуйте!», «...Между мир крещен!», «Пошли, Бог, на многая лета И к концу века!».
Риторический вопрос: «Или вы знаете, Что в нашей земле Да и день сейчас?»
V. Закрепление изученного материала
1. Проведение тестового опрашивания
1. Возле которого моря происходят события в произведении?
а) Каспийского; б) Азовского; в) Черного; г) Аральского.
2. Сколько казаков узников находилось в темнице каменной?
а) Семьсот; б) пятьсот; в) много; г) триста.
3. Обращаясь к заключенным запорожцам, Маруся называет их невольниками: а) несчастными; б) бедными; в) изможденными; г) страдающими.
4. С каким вопросом обратилась героиня думы к плененным казакам?
а) «Или вы знаете, что в нашей земле да и день сейчас?»
б) «Чем я могла бы вам помочь, родненькие?»
в) «Или ели, или пили вы, братцы милые?»
г) «Или придерживаетесь вы веры христианской?»
5. Богуславка была: а) казачкой; б) поповной; в) царевной; г) дочерью крестьянской.
6. Каким образом Маруся попала к каменной темнице, где были заключенные?
а) Прилила на лодке через море;
б) прошла тайной тропой в горах;
в) переодевшись у турка охранника;
г) прошла, как жена турецкого господина.
Страницы:
1 2