Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний

2. Беседа за вопросами

  • Какие исторические события отображены в произведении? Приведите убедительные аргументы, ссылаясь на содержание думы.
  • Каких страданий испытал украинский народ от турецко - татарских захватчиков?
  • Чем Маруся Богуславка напоминает Чураивну?
  • Почему народ составил думу о Марусе?
  • Прокомментируйте фразу: «Враги не могли убить у пленников любовь к родной земле, свободолюбивому духу».

III. объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. основное содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Немало дум составил нард о мучениях украинских невольников в татаро-турецкому плену в ХVІ-ХVII столетиях. Жестокость врагов не имела границ: пленников продавали на рынке, непокорных гноили в темницах, на галерах, детей отдавали в специальные военные школы, откуда они выходили янычарами, пожилых людей убивали. Разлучали мать с дочерью, брата с сестрой. И не могли убить у пленников любви к родной земле, свободолюбивому духу. Именно такой есть Маруся Богуславка. Она - главная героиня, поскольку в центре произведения стоит не освобождение казаков-пленников как факт сам по себе, а поступок Маруси, ее именем и названа дума.

2.         Особенности характеристики персонажа (методический комментарий)

Чтобы правильно понять художественное произведение,  нужно углубиться в анализ обрисованных в нем характеров действующих лиц, т.е. дать характеристику выведенным в нем персонажам. Для этого необходимо раскрыть черты героя, которые отличают его от других персонажей. О некоторых из них мы узнаем из  его портрета, языка, из описания обстановки, которая его окружает, из биографических сведений о нем, которые подает автор. Другие черты (преимущественно для характеристики внутреннего мира человека) раскрываются в поведении, поступках героя, через его мысли, отношение к другим людям. Характеризовать героя могут и другие персонажи.

Такой фактический материал о литературном герое чаще всего бывает разбросан по всему произведению. Собрать его и систематизировать - главную задачу, которой стоит при составлении характеристики литературного персонажа. Характеризуя героя, нужно высказать свое отношение к нему, дать ему оценку.

3.         Характеристика образа Маруси Богуславки

3.1.      Беседа за вопросами:

  • Каким образом украинские девушки становились женами турецких богатеев?
  • Кто такая Маруся? Как ее называли казаки?
  • За что заключенные украинцы обижались на Богуславку?
  • Почему героиня, рискуя своей жизням, решает помочь заключенным казакам?
  • Чем объяснить отношение Маруси к своим родителей?
  • Что свидетельствует о том, что Богуславка, находясь далеко от родной земли, не забыла своей отчизны, народа, родителей?
  • Почему народ сочувствует героине?
  • Мотивируйте, можно ли считать поступок Маруси Богуславки патриотичным.
  • Чему образ героини думы - это художественный вымысел?

3.2.      «Свободный микрофон». Ответа на вопрос:

  • Как я отношусь к героине думы?
  • Маруся Богуславка - патриотка или изменница?

3.3. Составить «домино» к характеристике образа Маруси Богуславки. (Маруся - добрая - ответственная - заботливая - сочувственная - решительная - способная на самопожертвование - патриотка - бусурманка...)

4.3. Цитатная характеристика.

  • ... Девка-Полонянка, Маруся, поповна Богуславка, А все хорошо заботится.
  • Не имейте меня, Не заклинайте меня! ...Буду до каменной темницы Прибывать, отирать, Вас, бедных невольников, А из каменной темницы выпусать.
  • К отцу к моему и матери То знать давайте: Пусть будет отец и иметь И еще хорошо заботиться, То достатков -имений не сбывают, Больших сокровищ не собирают, Моей головы А из тяжелой неволи не освобождают, Так как уже я потурчилась, побусурманилась Для роскоши турецкой, Для лакомства несчастного.

3.5. Дополнительный материал.

Патриотический  подвиг украинской девушки-невольницы воспеты в думе «Маруся Богуславка».

Маруся - простая девушка-полонянка с благородной, чистой душой. Она не забыла своей отчизны, народа и стремится спасти казаков-невольников. Отсюда благородные черты и поступки героини. Маруся Богуславка не осуждается в думе, хотя она и «потурчилась, побусурманилась». Наоборот, певец вызывает к ней глубокое сочувствие у слушателей, наделяет ее многими положительными качествами: христианская земля для нее - «наша», Маруся постоянно думает об измученных невольниках и осуществляет свой замысел - помогает им вырваться из ненавистной турецкой каторги.

Итак Маруся приходит к казакам-невольникам, которые «тридцать лет в неволе находятся, божьего мира, солнца праведного в глаза свои не видят», и обещает им на Пасху дать ключи от темницы (именно тогда «господин турецкий», ее мужчина, имеет «к мечети отъезжать», а ей оставит ключи). Хотя казаки-невольники и не поверили сначала в искренность намерения Маруси, а стали проклинать ее, тем не менее Маруся соблюла свое слово - она освободила казаков из неволи, хотя самая с ними не захотела убегать в родную землю, и не могла уже оставить чужой страны. Она просит казаков передать родителям, чтобы не собирали денег для ее выкупа, так как она уже домой не возвратит:

Так как я уже потурчилась, побусурманилась Для роскоши турецкой, Для лакомства несчастного!

Трагедия Маруси в том, что она, став женщиной турецкого хана, не забыла родителей своих, своего родного края. Патриотичные чувства где-то глубоко отзываются в ее сердце, и она отвешивается на очень рискованный шаг: освобождает своих земляков-невольников.

Таким образом, патриотичный поступок, который осуществила Маруся Богуславка, свидетельствует о ее большой любви к родной земле, к украинскому народу

Образ Маруси Богуславки - это художественный вымысел, но опирается он на действительные факты. Летописи, устные пересказы зафиксировали немало случаев, когда украинские девушки-полонянки были женами турецких вельмож, даже султанов. Отдельные из них, рискуя своей жизням, шли на подвиги у имени своей Родины.

Главная героиня рисуется во всей психологической сложности. Ее образ раскрывается не сразу, а постепенно, по мере развертывания сюжета. В этом оказалось высокое мастерство произведения. Симпатии творцов и исполнителей думы на стороне героини, и они стремились вызвать к ней сочувствие. Поэтому он продолжал играть общественно-воспитательную роль и в более поздние времена.

Эта дума была хорошо известная Тарасу Шевченко, он ее вместил в свой «Букварь южно -русский», выданный им в 1861 году для украинских школ. А Г. Старицкий под влиянием этого произведения написал одноименную историко-бытовую драму (1897), пьесу под этой же названием («Маруся Богуславка») написал и И. Нечуй-Левицкий (1895), а также Б. Гринченко драму «Ясные звезды», С. Воробкевич рассказ «Турецкие пленники»; композитор А. Свечников создал балет «Маруся Богуславка» (1951); М. Загар - рассказ «Богуславка».

Итак, историческая дума вдохновила художников на создание за ее мотивами новых произведений литературы и искусства.

V. Закрепление изученного материала

Игра «Кто быстрее»

Из класса избираются два ученика, которые будут соревноваться между собой. Задача: за 1 минуту необходимо дать ответ на вопрос.

1.         Материал, из которого была построена темница, где находились казаки. (Камень)

2.         Количество заключенных казаков. (Семьсот)

3.         Чего не видели узники в темнице? Ответ предоставить пользуясь текстом. («Солнца праведного», «Божьего мира»)

4.         Как Маруся называла невольников? (Бедными)

5.         Какая суббота упоминается в произведении? (Пасхи)

6.         Проклиная Марусю, казаки желали ей, чтобы она... (Счастья - доли не имела)

7.         Время пребывания казаков в неволе. («Тридцать три угождай»)

8.         Куда собирался отъехать господин турецкий? (К мечети)

9.         Каким образом Маруся хотела освободить заключенных? (С помощью ключа, предоставленного ей господином турецким)

10. Для чего Маруся приняла веру турецкую? («...Роскоши турецкой... лакомства несчастного»)