Цель: углубить знания учеников о жизненном и творческом пути поэта, через процесс работы над поэзиями постичь патриотизм М. Рыльского, учить выразительно читать поэзию, выяснить ее идейно-художественную ценность; на примере жизни художника воспитывать у учеников трудолюбие, ощущение красоты художественного слова.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация проектов (слайды), аудиозапись стиха «Розы и виноград», эпиграфы.
- О, тихая пристань рабочего стола,
- Где еще на якорях дремлют верные рифмы,
- Где мысли мачтами поднимаются стройными,
- Летят образы, как надводная мгла!
- Максим Рыльский.
- Все для человека и всегда с человеком. Это завещание Максим Рыльский пронес сквозь бурю и снег, сквозь всю свою жизнь.
- Михаил Стельмах.
Ход урока.
І. Мотивация учебной деятельности.
Выскажите свои взгляды, мысли относительно сказанного в эпиграфе урока.
ІІ. Проверка домашней задачи.
2. Конкурс на лучшего чтеца наизусть поэзии Н. Зерова.
Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
1. Вступительное слово.
В 1920-х годах М. Рыльский принадлежал к художественной группировке «неоклассиков». На протяжении десятилетия вышло десять книг поэзий, среди которых «Синяя даль» (1922), «Поэмы» (1925), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Гул и отголосок» (1926), «Где сходятся дороги» (1929) и несколько книг поэтических переводов.
Как и остальные неоклассики, Рыльский непосредственно своим творчеством не реагировал на политические поэзии и на протяжении 1920-х годов полно изолировался от советской действительности, лишь иногда в открытой форме или в виде иронических откликов проявлял негодование против идейно-политической и литературной атмосферы, которая властвовала тогда. Такое поведение поэта вызвало острые нападения официальной критики, которая, наконец, закончилась арестом НКВД в 1931 г., после чего он почти год просидел в Лукьяновской тюрьме. После заключения Остап Вишня забрал его к себе в Харьков на несколько дней в гости. Его товарищи-неоклассики М. Драй-Туча, П. Филипович, Н. Зеров были репрессированы и погибли в концлагерях.
3. Психологический эксперимент.
Вы - Н. Зеров, друг М. Рыльского. Попробуйте от его имени рассказать о раннем творчестве Рыльского.
Раннее творчество М. Рыльского (ориентировочный ответ).
Здесь поэт искренний, откровенный, открыто говорит о своих настроениях и чувствах, так как самый открытый человек бывает именно тогда, когда над ним не стоят негласные запреты. Тем не менее, М. Рыльский не спешил писать о революции, тех общественных движениях и изменениях, которые происходили в стране.
Поэт много внимания уделял пейзажной лирике, так как в той бушующей неспокойной жизни, в той круговерти войн и смертей, которая сопровождала первые три десятилетия ХХ ст., именно природа осталась единственной отрадой, чистым, незапятнанным человеческой ненавистью источником вдохновения:
- Молюсь и верю, Ветер играет
- И пьяно веет вокруг,
- И голубые дрожащие стаи
- Черкают неба берега.
На лоне природы лирический герой задумывается над быстротечностью жизни, над тем, что нет ничего вечного, что человеческая жизнь - лишь малая капля в огромном океане вечности. Тем не менее, эта капля является частью большого, и в ней содержится вся Вселенная:
- Разве я не капля малая,
- Что мир необъятный обняла!
- Лишь почвы своей не нашла,
- Лишь крылья родимые потеряла.
Удивительно, что человек (М. Рыльский), которому едва исполнилось двадцать лет, задумывается над вопросами жизни и смерти, роли человека в этом мире, достигает философских глубин. И этому оказывало содействие не только хорошее образование, но и те тяжелый условия, в которых он рос, в которых формировалось его мировоззрение.
Известно, что война принуждает детей быстро взрослеть, и именно поэтому у молодого поэта появляются мысли взрослого человека. Но и здесь не ощущается мотивов разочарования жизнью, бесполезности всех человеческих попыток оставить о себе след. Наоборот, поэт уверен, что следует жить, наслаждаться каждым днем, который дарит нам жизнь:
- Минуют дни, минует лето...
- Но зачем тоскуем по нему?
- Прозрачный стакан доверху налит
- Вином красным и хмельным!
Особенностью его индивидуального стиля является богатство ритмических и интонационных ходов, исключительная мелодичность, музыкальность стиха, богатство тропов-метафор, аллегорий, персонификации и сравнений. Характерным для Рыльского стало постоянное обновление поэтического словаря, насыщение его словами ежедневного употребления, умение пробить поэтическими обычные, «прозаичные» слова и понятия. Как опытный знаток классики, человек эрудированный, он широко использует исторические и литературные ассоциации, параллели, которые создает особый колорит поэтических произведений. Поражают в стихах развернутые образы-символы, среди которых известнейшими являются образы розы и винограда. (Поэтическая минутка. Слушание в аудиозаписи поэзии «Розы и виноград»).
М. Рыльский - поэт-ученый, поэт-эрудит. В царстве мудрости и красоты он исповедует идеал высокообразованного художника, он весь в поисках красоты и душевного равновесия. Стих «Сладкий мир», написанный в форме сонета, принадлежит к ранней лирике поэта. Почему так хорошо жить на свете? Наверное, ощущение счастья состоит из мелочей: бело-голубое небо, солнце, тонкие ветви деревьев, взгляд любимой. Уже этого достаточно, чтобы, несмотря на «долгие мучения бессердечных лет», понять всю красоту жизни и сказать: «Сладкий мир!».
4. Выразительное чтение наизусть учителем поэзии «Сладкий мир!» (см. дополнение к уроку).
5. Слово учителя.
Тема исповеди находит продолжение в поэзии «Молюсь и верю». Это произведение любовно-философского направления. Лирический герой сознается в любви ко всему миру, ко всему, что его окружает. Произведение имеет выразительный жизнеутверждающий мотив.
Чтение стиха учителем.
6. Теоретический практикум.
Ролевая игра (анализ стихов «Сладкий мир!», «Молюсь и верю»).
Такую работу можно предложить выполнять по вариантам или группам.
Наблюдатели за движением сюжета (задача: определить композицию произведения).
• Искатель (задача: определить ключевые образы произведения).
• Иллюстратор (задача: определить, какие языковые средства оказывают содействие эмоциональной заряженности произведения. Лексика, тропы, фигуры, фоника).
• Протоколист (задача: определить стихосложение: виды рифмы, способ рифмования, стихотворный размер, вид строфы).
• искатель необыкновенных слов (задача: отделить и прокомментировать зрительные и слуховые образы, художественные детали).
IV. Закрепление изученного материала.
1. Стилистический эксперимент «М. Рыльский — переводчик».
Задача: приведите свой вариант перевода из «Евгения Онегина», сравните с мастерским переводом поэта-классика.
• «Любви все возрасты покорны» («любви каждый возраст подвластный»);
• «хандра ждала его на страже» («скука его караулила»);
• «шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» («шипение вспененных напитков и пунша пламень голубой»).
2. Продолжите мысль.
• «Стихи юного поэта свидетельствовали...».
• «Лирический герой ранней лирики...».
• «Ранние поэзии раскрывают...».
• Стихи М. Рыльского поражают..., вызывают у меня..., принуждают задуматься...
V. Домашняя задача.
1. Составить пирамиды жизненных ценностей Павла Тычины, Николая Зерова и Максима Рыльского. У кого жизнь содержательнее, духовно богаче?
2. Выучить поэзию М. Рыльского (на выбор).