М. Стельмах «Гуси-лебеди летят». Единство мира природы и мира детской души

Над каким вопросом вынужден был задуматься Михаил во время чтения «Космографии»? («А где же та дорога, что соединяет небо и землю да и бежит себе между звездами?»). Почему мальчик не мог дать ответ на него? А вы можете ему помочь в этом? Каким образом присказка «Бедному Савце нет судьбы ни на печах, ни на лавке» касалась Михаила? («Но кто поможет мне разобраться в книжке. Я перебираю в памяти грамотеев своей улицы, и все они наибольше умеют написать письмо и ждать ответа, как соловей лета. Мог бы помочь поп, но я не пойду больше к нему печь раков, и до сих пор стыд, как вспомню. К дьяку тоже не стоит потыкаться, так как недавно с Петром лазил в его сад»).

Почему Михаил решил обратиться за помощью к дяде Себастияну для  разъяснения непонятной книги «Космография»? («Он же всякие бумаги принимает аж из самой Винницы. Кроме того, дядя Себастиян хорошо знает моего отца да и меня узнает на улице, даже здравствуй говорит»).

Какое значение имел бедком для простого люда? («...В бедкоме, где вечерами всегда было шумно и людно. Здесь бедность встречалась со своими надеждами, здесь она слушала ленинскую правду и не раз за нее брала в руки и русскую трехлинейку, и английские, французские, немецкие и австрийские ружья»).

Почему, по мнению Михаила, Гаврила Шевко был бы неплохим киноактером? («...Достаточно было человеку прикрыть глаза капицами во веки веков, как из множества их морщин непобедимо брызгала ничем не скрытая хитрость. Но ей мало было место на веках, и она устремлялась на ноздри носа, на уста, подбородок и властно насмехалась над всем и всеми»).

Что обусловило Шевко согласиться на должность старосты? («В конце концов обозленные гетманцы сказали, что вызовут из уезда государственную стражу, а та знает, для какой части мужицкого тела выкручиваются шомпола»).

Как понять слова Шевко: «Над шкурой дрожать - человеком не жить»?

Какое наказание получил Шевко от немцев? («...Всыпали мужчине двадцать пять шомполов в шкуру, забрали последнюю корову и свинью, чтобы не было на дворе ни писка, ни отвеса»).

Как отреагировал Шевко на просьбу Михаила объяснить непонятную книгу? Что он посоветовал мальчику? («...Эту книжку будешь читать, когда больше съешь каши. Здесь все дело в каше. Понял?»).

О чем узнал Михаил от Шевко относительно дяди Себастияна? («Он... целый день гонялся в лесах Кипорового яра за бандитами. И раненого коня от них ввел»).

Какое впечатление на Шевко оказали Артем и Сергей? Почему? («...На их плечах пошатываются аж семь ружей, а на их поясах качаются разномастные бомбы и гранаты»).

Что сказал Артем о жизни на небе? («Когда бы не жили, то кто бы там светил?»).

Как дядя Себастиян встретил Михаила у себя дома? Из-за чего отец дяди Себастияна категорически относился к сыну, который кроме пианино ничего не имел в хозяйстве? («Лучше бы заплакал бестолковый, когда разбил обручи от макитры. Когда это и кто это на всем белом свете видел у нашего мужика пианино?». «Разве нам до музыки? Мужицкая музыка - цепь и коса!»).

Как дед воспринял игру своего сына на пианино? («Старый, опираясь на посох, сел на завалинке. А из дома прибились музыка и пение. И увидел старик сквозь притуманенные годы свои далекие-далекие василечки, и тот барвинок, и молодую жену, которых только в молодости видел... Какой голос у его сына, за него можно даже без пианино в театрах что-то платить»).

• Что рассказал дядя Себастиян Михаилу относительно содержания книги «Космография»? Какие дал советы? («...Михаил, это книга о небе! Но нам сейчас главное - знать землю, знать и делить ее бедным людям. А потом будем подбираться к небу. Завтра занеси книгу попу и скажи ему, что я просил давать тебе те книги, которые сейчас можешь читать. Еще скажешь, что я загляну к нему, и завтра вечером снова приходи ко мне»).

• О чем свидетельствует окончание раздела? («...От небольшого ума хотели насмеяться над маленьким крестьянским ребенком. Но все это, как из воды, поднялось того дня, когда крестьянский сын нашей родной земли впервые в истории человечества поднялся в космос... В самом деле, хорошо смеется тот, кто смеется последним!»).

3.8. Мини-дискуссия.

• Почему, на ваш взгляд, попович дал Михаилу прочитать книгу «Космография»?

а) так как хотел насмеяться над крестьянским мальчиком; б) чтобы он к поповской семье больше не обращался с подобной просьбой; в) старался принизить мальчика, обращая внимание на его ум.

Задача. Выберите вариант ответа или выскажите собственный, прокомментируйте его, приводя убедительные факты из произведения.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания К ІІІ разделу.

1. Какое художественное средство использовал М. Стельмах, высказываясь: «На лодочке и весле от нас отъехал май»?

а) сравнение; б) метафору; в) эпитет.

2. По мнению матери Михаила, больше всего чудес в мире делается:

а) звездной ночью; б) на зимние праздники; в) летом на рассвете.

3. Что утром принесла Марьяна тетке Галине?

а) кувшин молока; б) ароматную паляницу; в) марципаны.

4. Марьяна предложила Михаилу погнать выпасать лошадь к Якимовской ограде, чтобы: а) нарвать ягод черешни; б) увидеть красоту весеннего сада; в) насобирать щавеля и грибов.

5. Как звали лошадь Михаила?

а) Верная; б) Обменная; в) Яркая.

6. Жители Багряниц не любили:

а) разводить коней; б) произносить букву «г»; в) садить рябину.

7. «Люди по-разному оставляли свои деньги: одни набирались за них веселья, а другие - грусти». К первым принадлежал:

а) Юхрим Бабенко; б) отец Михаила; в) дед Демьян.

8. Любимой песней у деда Демьяна была:

а) «Не ходи Григорий да и на вечерницы»;

б) «Как продала девушка курку»;

в) «Светит месяц, светит ясный».

9. Дед Михаила считает, что самое дорогое для бедного человека:

а) иметь кусок хлеба; б) песня; в) воля.

10. Кому из героев произведения принадлежат слова: «Всегда на ярмарке найдешь двух дураков: один дорого просит, второй дешево дает»?

а) Дяде Трофиму; б) цыгану; в) деду Демьяну

11. Лошадь на базаре дед Демьян купил у: а) цыгана; б) крестьянина; в) попа.

12. Чем Люба угостила Михаила, когда они встретились у Якимовской ограды?

а) семенами; б) орехами; в) земляникой.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

К IV разделу.

1. «Думами украинской степи» Михаил считает: а) ветряные мельницы; б) крестьян-земледельцев; в) чумаков.

2. Петр Вдовиченко называет Михаила:

а) умником; б) читальником; в) разбойником.

3. Кому из героев повести принадлежат слова: «Не удивляйтесь, так как что оно, бедное, понимает в господском»? а) Марьяне; б) Петру; в) Трофиму Тимченко.

4. Марьяна, поповская прислужница, выполняла работу:

а) приплясывая и смеясь; б) недовольно и со слезами на глазах; в) с проклятиями и с большим нежеланием.

5. За непокорность и непослушание попадья называла Марьяну: а) бусурманихой; б) воровкой; в) революционеркой.

6. Дядя Петра Вдовиченко воевал на Карпатах с: а) ляхами; б) венграми; в) австрияками.

7. Михаил решил обратиться к Марьяне, чтобы та помогла ему у попа:

а) найти книгу; б) набрать тыквенных семян; в) получить благословение и разрешение для обучения в школе.

8. Дед Терентий был мастером: а) гончарства; б) кузнечества; в) римарства.

9. Поп, как невольников, замыкает: а) собак; б) деньги; в) книги.

10. Какой фразеологизм использовал М. Стельмах к своему герою, когда тот находился у попа? а) Печь раков; б) достать тыквы; в) намылить шею.

11. Куда хотел отдать Михаила отец для дальнейшего обучения? а) в сельскую четырехлетку; б) к сапожнику; в) школу крестьянской молодежи.

12. Какую книгу получил Михаил у поповича:

а) Библию; б) «Космографию»; в) «Приключения Тома Сойера».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент