М. Стельмах «Гуси-лебеди летят». Единство мира природы и мира детской души

• Какой красотой любовался Михаил, подъехав к Якимовской ограде? («Она была обнесена веселым свежеобструганным деревом, за ним шла под солнце высокая трава. Здесь краснели дикие гвоздики, красовался перестриг чаевой, хвалилась белыми венчиками ромашка и все с кем-то перемигивалась хрупкая метлица. А над травой высились в беспорядке разбросанные черешни, яблони, груши и кислицы»).

• О чем общались Михаил с Любой? Чем девушка нравилась мальчику?

• Почему рассказ Михаила об автомобиле поразил Любу?

• Какое значение для мальчика имела встреча с Любой у Якимовой ограды?

• В чем заключались обязанности Любы?

• Почему по возвращении от Любы Михаила дома назвали «кормильцем»?

• Объясните, из-за чего Тесы называют Китаем? («А из-за того, что здесь в семьях водится не только по шестеро, а и по шестнадцать детей, то у нас еще и до сих пор Тесы называют Китаем»).

• Как Михаил высказался о своих дедушке и бабушке? («Я никогда не видел дружнее людей, как мои деды. В крестьянстве, и еще в нуждах, всего приходилось мне насмотреться и научиться. Но ни одна крошечка житейской грязи не выползла из двора моих дедов, нехорошее слово из их уст не затронуло ни одного человека»).

3. Работа над содержанием ІV раздела произведения.

3.1. Пересказ интересных эпизодов из повести.

3.2. Тема: Михаил стремится получить книгу для чтения, а получив ее - не смог ее понять.

3.3. Идея: возвеличивание любви к книге, старанию познать вселенную, расширить свой кругозор.

3.4. Основная мысль: «...Нам сейчас главное - знать землю, знать и делить ее бедным людям...» (дядя Себастиян - Михаилу).

3.5. Композиция.

В разделе немало лирических отступлений, экскурсов в прошлое:

• жизнь семьи Михаила в первые годы после революции;

• решение родителей относительно дальнейшего обучения Михаила;

• деятельность Гаврилы Шевко на должности сельского старосты и главы волисполкома;

• воспитание, поучения отца и дяди Себастияна.

Экспозиция: решение Михаила пойти к Марьяне, чтобы та помогла ему взять у попа книжку для чтения.

Завязка: получив от поповича книгу «Космография», мальчик не понимает ее содержания и назначения.

Развитие действия: Михаил старается найти в селе того, кто бы растолковал содержание непонятной книги.

Кульминация: удивление Михаила тем, как Артем и Сергей разоружили бандитов, принесли ружья, бомбы и гранаты.

Развязка: дядя Себастьян объясняет, о чем и книга, которую старался прочитать Михаил.

Глава комбига посоветовал мальчику не читать книг о небе, так как «сейчас главное - знать землю».

3.6. Сюжет.

Михаилу очень хотелось найти книгу для чтения. Он обращается к Марьяне, чтобы та помогла ему в этом. Девушка приводит мальчика к попу, который дает для чтения книгу «Космография». Михаил старается осмыслить ее, но ему это сложно, поскольку книга имеет много непонятных терминов и понятий. Поп нарочно дал мальчику такую книгу. Никто на селе Михаилу не мог растолковать ее содержание. Только дядя Себастиян сказал: «...это книга о небе» - и посоветовал вернуть эту книгу попу.

3.7. Обсуждение содержания раздела с вопросами.

• За что Петр упрекал Михаила? («Читай не читай, грамотей, все равно попом не станешь»).

• Какой в произведении изображена попадья? («...Хорошо знаю скаредность нашей бледовидной попадьи, в глазах которой зеленовато застоялся мед, а на языке держалась желчь; осадистая и широкая, будто звон, матушка каждый день толчется на своем поповстве и все буркотит, что теперь настала не жизнь, а одно разорение - все и всякие разрушители объедают и обносят ее достатки»).

Из-за чего иногда ее характер и отношение к Марьяне изменяются? («...Когда на поповском дворе стоят красные казаки, матушка до их отъезда становится тихой, будто вздох, и даже наймичку Марьяну называет не богопротивным плевелом, а - сердце мое...»). Чем это обусловлено, на ваш взгляд?

• Как на селе люди относились к Марьяне? («...Жалели ее, желали добра и хорошего жениха, который имел бы земельку и был бы славным хлеборобом»).

• За что Михаил любил воду? («...Как поет вода,- весной она с ревом течет по всей долине и, аж запенившись от злости, рвет плотины, летом чуть-чуть наигрывает в свирель, а зимой только иногда спросонок пикнет, как вьюн, и снова спит»; «...проснулась вода и дует в прошлогоднюю расколовшуюся камышину, а и, глупенькая, еще не поняла, что наступает весна, и чего-то всхлипывает себе»).

• Какой была судьба у горшковоза Терентия? Как он относился к детям? («... Чтобы развеселить его и людей, и своих внуков, хотя сам уже и расстался с радостью, гетманцы повесили Терентьевого сына. Теперь хотя и незащитно стало старому гончару на свете, тем не менее он не расстается со своими мелочами, даже едет с ними в далекие села ярмарковать»).

• Каким образом приход Михаила к Марьяне повлиял на ее настроение? («“Вот молодчага! А я еще недавно подумала и загрустила себе: кто меня вспомнит и перед праздником проведает? Родня же моя далеко живет»,- вздохнула девушка, и уголки уст ее стали печальные»).

• Как высказалась Марьяна Михаилу относительно его стремления к чтению? («Учись, Михаил, учись, дорогой, может, хотя бы ты не будешь таким темным, как мы. А выучишься, не пренебрегай нами»).

• Что ощутил Михаил во время разговора с поповичем? («...Я начинаю стыдиться их (своих ног), грязных и исцарапанных стерней, начинаю стыдиться своей неловкой полотняной одежды и сумки, которые прокаливает мою спину поповскими пундиками и настоящим сахаром... Я пеку раки и молча стою на одном месте, раскаиваясь, что пришел сюда. Стыд, упорство и гордость борются во мне, а к глазам изменчиво подкатываются слезы. Я никогда не был нытиком, терпеливо выносил и кнут, и хлудину, и подзатыльники, а это так заболело и допекло»).

• Почему Михаил в поповских хоромах считал себя приниженным?

• Как Михаил описывает свою мать? («...Моей сельской босоногой Ярославны, перед человечностью, скромностью и мудростью которой я и до сих пор склоняю свою уже поседевшую голову. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, когда бы возле нее не стояла, будто мольба, моя грустна мать. Я и до сих пор слышу на своем лбу, возле своего сердца, покой и тепло ее мозолистых, потрескавшихся рук...»).

В каких условиях жила семья Михаила в первые годы после революции? («...Страшные нужды упаковали нас в старый, дедовский овин. Здесь мы как-то оборудовали голодранскую хижину с двумя подслеповатыми окошками. Чтобы они казались лучшими, перед ними мать посадила малину, а зимой между окнами клали кисти рябины»).

По тому, как попович хранил книги, можно было выяснить его отношения к ним. Ответ обоснуйте.

Чем было обусловлено то, что отец Михаила решил продать корову? («Со временем отец смирился, что ему и дальше придется божить - продал корову, а я пошел учиться...»).

Каким образом мальчик готовился к чтению книги? («Чтобы не схватить «Басурмана», я старательно мою руки, вытираю полотенцем и уже только тогда, смакуя, разворачиваю переплеты»).

Какие первые впечатления охватили Михаила, когда он прочитал название книги поповича? («“Космография»,- читаю вслух непонятный заголовок, перелистываю страницу и на второй, между нашими буквами, вижу много чужих и каких-то непонятных значков. Радости как не бывало. Но я вспоминаю слова, что это очень умная книга, и, ковыляя, зажимая, начинаю со всех сторон подбираться к ее трудному уму»).

Из-за чего мать Михаила считала Библию самой умной книгой? («...Самой умной и тягчайшей книгой в мире является Библия: дочитаешь ее - и, гляди, повылетают клепки из головы»).

Почему Михаилу было сложно воспринимать «Космографию»? («До вечера мой лоб морщился над этой книгой, будто дядьковский лапоть, и что-то понять никак не удавалось. Однако все-таки постиг, сколько и каких планет и какое расстояние от Земли до Луны и Солнца, но непонятные значки, буквы и такие слова, как синусы, тангенсы, астрономия, метеорология, космология да и множество других, доводят меня до горького отчаяния»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент