Цель: продолжить знакомить школьников с содержанием произведения, в частности его ІІІ, ІV разделами; исследовать, как в произведении объединяется мир природы с миром главного героя произведения в его поступках, поведении, раздумьях, переживаниях; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, желание учиться и познавать новое, интересное, увлекательное, жизненно необходимое; воспитывать чувство уважения, любви к родной литературе, ее художникам; пунктуальность, интерес к следствиям собственной работы; добиться понимания того, что человек - мудрый друг и охранник природы.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: учебник, портрет М. Стельмаха, рисунки учеников к произведению; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Обзор рисунков учеников к произведению М. Стельмаха « Гуси-Лебеди летят» на тему «Чарующая красота природы глазами Михаила».

Ученики демонстрируют свои рисунки с соответствующим комментарием.

III. Актуализация опорных знаний.

2. Беседа с вопросами.

• Дайте определение понятию «пейзаж». Какая роль пейзажа в произведениях художественной литературы?

• С помощью какого художественного средства писатели воссоздают природу как живое существо? Приведите пример.

• Каким образом художники литературы стараются в своих произведениях решить проблему связи, согласия человека и природы? Приведите пример.

• Почему следует с умом пользоваться естественными дарами?

• Что вы ощущаете во время отдыха на природе?

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

Повесть М. Стельмаха вся выросла на глубокой народной основе, ее характер связан с родной природой, с песней и сказкой.

Юрий Лукин (критик).

Смысл бытия не в том ли, чтобы жить в мудром согласии с природой, знать наслаждение работы и поэзию человеческих взаимоотношений.

И чтобы научиться этим дорожить, надо испытать потребность это беречь.

О. Гончар.

1. Единство мира природы и мира детской души.

1.1. Вступительное слово учителя.

Среди живописной природы Прибужья прошли детские и юношеские годы писателя. Здесь открылась ему поэтическая красота природы, тайна человеческой жизни.

В произведении очень выразительно звучит мотив почитания природы. Человек - ее добрый и мудрый хозяин, который должен любить и оберегать ее красоту.

1.2. Беседа с вопросами.

• Как Михаил был очарован весенней красотой, в частности полетом гусей? О чем это свидетельствует?

• Почему он «понимал» природу?

• Кто и каким образом помогает Михаилу воспринять окружающее?

• Почему для мальчика природа - это сказка?

• Чем именно лебеди захватили Михаила?

• Как мальчик относится к домашним животным?

• Из-за чего Михаил очень любит лес, много времени находится в нем?

• Чем объяснить то, что Михаил воспринимает природу, ее красоту по-особенному, душой?

• А как вы относитесь к природе? Не наносите ли ей вред? Оберегаете ли природу от людей, которые бездумно ее уничтожают?

1.3. Цитатный материал.

• «Прямо над нашим домом пролетают лебеди. Они летят ниже растрепанных, обвислых туч и встряхивают на землю мятущиеся звуки далеких звонов... Я присматриваюсь к ним прислушиваюсь к их пению, и мне тоже хочется полететь за лебедями, поэтому

и поднимаю руки, будто крылья...».

• «И этот мир изменяется в моих глазах... Сказал бы такое таинственное слово! Я задумываюсь над ним, а вокруг меня начинает кружить видение сказки, ее неразгаданные дороги, дремучие первобытные леса и те гуси-лебеди...».

• «Передо мною, будто ворота, растворяется дубрава, ко мне приближаются далекие тихие воды и приклоненные к ним звезды...».

• «И так мне хочется пойти в лесную даль, увидеть с какого-то незнакомого берега тех, будто из серебра вылитых, лебедей, посмотреть на их певучие крылья, которые в теплых краях захватили весну и принесли нам».

• «...Входим в лес. По нему сейчас низом гуляют шумы. Это, видать, ожидая весну, гомонит душа леса. ...Я очень люблю лес. И люблю, когда березовый сок накрапает из желобка, он так хорошо выстукивает. Также люблю напасть на лесной источник и смотреть, как он выкручивается из глубины, и люблю, когда грибы, обнявшись, будто братья, собирают на свои шапки росу, и люблю осенью по колени ходить в листьях, когда так хорошо краснеет калина и пахнут опята».

• «Я наклоняюсь к снегу, который охватил молоденький бересклет. Что-то, будто пальцем, пробило снег, я разворачиваю его и вижу нежную, еще зачехленную головку подснежника. Это он сделал дырочку в снегу и потянулся к солнцу. Значит, уже не мертвый лес, так как лебеди принесли на своих крыльях весну и жизнь!».

2. Обработка ІІІ раздела повести.

2.1. Выразительное чтение учениками интересных, на их взгляд, отрывков из раздела произведения.

2.2. Тема: воспроизведение чарующей красоты природы, гармонии ее с человеческой жизнью; изображение стремления Михаила познать окружающий его мир.

2.3. Идея: прославление доброты, искренности, трудолюбия простых людей.

2.4. Основная мысль: важное значение в воспитании порядочного человека имеет то окружение, в котором он находится.

2.5. Композиция.

Экспозиция: Михаил отправляется к Якимовской ограде нарвать черешен и попасти лошадь; история о том, как дед покупал Обменную.

Завязка: встреча Михаила с Любой.

Кульминация: положительные впечатления, которые получил Михаил от общения с Любой.

Развязка: Михаил получил благодарность от семьи, его названо «нашим кормильцем».

2.6. Сюжет.

Начало лета. Михаил отправляется к Якимовской ограде нарвать черешен (это ему посоветовала Марьяна) и попасти Обменную. (Дед Демьян рассказал, как он с дядей Трофимом вместо коня купил лошадь, из-за чего рассмешил всю семью).

Встреча Михаила с Любой, которая открыла для мальчика тайны естественной красоты. Семья была удовлетворена тем, что Михаил принес черешен. Михаил отправляется с дедом на рыбалку.

2.6. Обсуждение содержания раздела с вопросами.

• Для чего мать утром разбудила Михаила? («Раненько, так как все хочется показать ему, как с рассвета по селу ходит лето»).

• О каком своем сне рассказала Марьяна тетке Анне? («Снится мне, будто я в своем селе и в своем доме вымешиваю кадку, а к моему окну подошел месяц полностью и присматривается, что я делаю. В эту часть дома заходит моя тетка и спрашивает: «Кому ты, Марьяна, месишь кадку?» А я тихонько ей: “Этому месяцу ясному»»).

Как его объяснила мать Михаила? («...Что скоро ты будешь месить кадку не попадьи, а своему месяцу»).

• О чем часто вспоминала мать Михаила?

• Какой вред нанесла лошадь Михаилу, когда тот однажды выпасал ее ночью в лесу? («Обменная попаcется, понемногу тянет меня с собой, а я то просыпаюсь, то снова засыпаю. И надо же было, чтобы она с рассветом чего-то побежала в туман, волоча меня по земле. Пока я, ударившись об несколько пеньков, вскочил на ноги, из моих глаз разлетались искры и производили поджог дерева. Наверно, только туман и роса спасла их от пожара. Дня два тогда гудели жернова в моей голове, но я держался, как и надлежало мальчику...»).

• Что было препятствием для деда Демьяна относительно быстрой покупки лошади?

• Охарактеризуйте поведение цыгана на базаре.

• Из-за чего утром вся семья смеялась над дедом Демьяном относительно лошади, которую он приобрел на базаре? («Дедушка вывел оттуда вчерашнего коня, который сегодня, на трезвые глаза, чего-то стал кобылой»).