Цель: Заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать привычки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность.
Оборудование: Карточки к задаче «Сенкан»; тексты поэзий Сапфо, изображение Афродиты (Венеры).
Красивейший на земле - это тот, кого мы любим.
Сапфо
ХОД УРОКА
И. Актуализация Опорных Знаний
1. литературный диктант
1) школьный афинский учитель, который помог Спарте победить Месе-нию,— ... (Тиртей).
2) Поэт — основатель ямбического жанра — ... (Архилох).
3) Остров, на котором родился Архилох,— ... (Парос).
4) Инструмент, в сопровождении которого выполняли элегии,— ... (флейта).
5) Двухсложная стопа с ударением на 1-му слоге — ... (хорей).
6) Поучительный стих, который содержит в себе призыв к важным и серьезным делам,— ... (элегия).
7) Инструмент, в сопровождении которого выполняли мелику,— ... (лира).
Двухсложная стопа с ударением на 2-му слоге — ... (ямб).
9) лирический жанр, в котором преобладали любовные песни и гимны,— ... (мелика).
2. Проверка домашней задачи
Ответ на вопрос: «Или можно считать поэзию Архилоха философской?»
Ориентировочный ответ
Философия в переводе с греческой означает любовь к мудрости. Философия как наука стремится осмысливать главные законы бытия, постигнуть смысл жизни человека и возможность ее счастья в этом мире.
По моему мнению, лирику Архилоха можно считать философской. Поэт размышляет над смыслом человеческой жизни, задумывается над тем, от кого зависит судьба человека. Архилох доходит вывода, который хотя многое в жизни человека зависит от богов, все же таки люди могут быть стойкими, сильными, выносливыми, должны мужественно износить все нелады и беды, достойно их встречать.
II. Изучение нового материала
1. слово учителя
- Наизнаменитейшая поэтесса Давней Греции, Сапфо жила на острове Лесбос в VI ст. до н. э.
В то время женщина могла избрать один из двух образов жизни: выйти замуж и проявлять заботу о своей семье или остаться свободной и посвятить своя жизнь искусству и любви. Сапфо избрала второй путь. Это одна из первых поэтесс, известных в мировой литературе.
Философ Платон называл Сапфо десятой музой. В ее стихах не речь идет о политике, ее поэзия ограничена миром личных чувств, а главная тема ее стихов - любовь. Песни Сапфо обращенные к подругам и ученицам, которые принадлежали к своеобразному кружку («дома муз») - культового объединения, посвященного богини Афродите, которое возглавляла поэтесса. Открытие в поэзии мира человеческих чувств, мира прекрасного - в этом заключается значение песен Сапфо.
Весомое влияние на поэзию Сапфо имел фольклор. Особенно заметно это было в ее свадебных песнях - эпиталамах. Сапфо создает свою собственную строфу - «сапфическую».
В лирике поэтессы для любви создается красивый фон - одежда, ароматы, цветы, весна, но переживание, как и в народной песне, чаще всего имеют печальный характер. Да и образ самой Сапфо был неразрывно связан с представлением о несчастной любви. Существовала легенда, что поэтесса покончила жизнь самоубийством, прыгнув из высокой скалы в море через безнадежную любовь к красавцу Фаона, который презрел девушкой (Фаон - мифологическая фигура, любимец Афродиты).
2. Чтение и анализ поэзии Сапфо Венера Милоская
1) Стих «Барвистошатная владыко, Афродита...»
Выразительное чтение поэзии подготовленным учеником
* * * Афродита, Дочь Зевса, происков тайных полная, я молю тебя, не омрачай мне ты Сердце, богиня,
- Но снова приди, как когда-то бывало:
- Издали мои ты мольбы чуткая,
- Родительский чертог бросала и ко мне
- На колеснице
- Золотой летела ты, крепкокрыла
- Рябина стая, ее неся,
- Над землей темной, будто вихор,
- Мчалась в эфире.
- Так мне являлась ты, блаженная,
- С улыбкой ясной на лице бессмертном:
- «Что тебя огорчает, что беспокоит,
- Почему меня зовешь?
- И чего желаешь мятущимся сердцем,
- И кого склонить Пейто должна
- В ярмо любовное тебе? Пренебрег
- Кто тебя, Сапфо?
- Кто убегает - везде пойдет за тобой,
- Кто даров не взял - сам дары будет нести,
- Кто не любит ныне, полюбит скоро,
- Хотя ты и не захочешь...»
- В, приди снова, от новой тоски
- Сердце спаси, исполни, что желаю,
- Поспеши мне, верная помощница,
- На помощь.
(Перевод Г. Кочура)
Беседа
Ком посвященный этот стих? (Афродите)
О чем просит лирическая героиня богине?
(В, приди снова, от новой тоски Сердце спаси, исполни, что желаю, Поспеши мне, верная помощница, На помощь.)
Найдите эпитеты, метафору в прочитанной поэзии. (Барвистошатная владыка, происки тайные, крепкокрыла стая, блаженная Афродита, бессмертное лицо, мятущееся сердце, усміх ясный, верная помощница — эпитеты; ярмо любовное — метафора.)
2) Стих «К богам подобный...»
Выразительное чтение поэзии учителем
К богам подобный мне кажется. Тот, кто возле тебя, счастливый, сев, Голоса твоего нежного звучанья Слушает и ловит
Твоя привлекательна улыбка: от него у меня Сердце перестало бы в груди биться; Только образ твой я увижу – слова. Скажет не могу.
И язык сразу немеет, и прытко Пробегает пламень тонкий по телу. В ушах слышать шум, смотря, ничего Глаза не видят.
Бледную и дрожу, обливаюсь потом, Будто трава пожелтелая, бессильно никну, Вот еще недолго и, кажется, имеет Смерть прилететь...
(Перевод Г. Кочура)
«Свободное письмо»
Ученики записывают мысли, которые появились в них во время прослушивания поэзии. Потом эти ассоциации зачитываются в классе.
Беседа
• Можно ли догадаться, что этой поэзии больше, чем 2,5 тысячи лет? Чему? (Ни. Потому, что слова и чувство лирической героини нам хорошо понятные; в наше время люди способны влюбляться так же сильно, как и во времена Сапфо.)
• какое главное художественное средство используется в этом стихи? (Гипербола - художественное преувеличение.)
3) Свадебные песни - эпиталамы
Чтение поэзии «Эй, потолок поднимайте»
Эй, потолок поднимайте,-
В Гименей!
Выше, плотники, выше!
В Гименей!
Входит жених, подобный Арею,
Выше самых высоких мужей!
(Пер. В. Вересаева)
Словарик
Арей — Бог войны.
Гименей — Бог брака и семьи.
Чтение поэзии «Яблочко, сладкий налив»
Яблочко, сладкий налив, разрумянилось там, на высокой Ветке,- на самой высокой, всех выше оно. Не удалили знать, на верхушке его? Аль удалили, да взять - не достали.
(Перевод В. Иванова)
Сладкое яблоко ярка алеет на ветке высокой. Очень высоко на ветке; забыли сорвать его люди. Нет, не забыли сорвать, а достать его не сумели.
(Перевод В. Вересаева)
Беседа
Какую роль сыграют подобные песни на свадьбе? (Восхваление жениха и невесты. Он подобный Арею, могущественный и высокий, невеста сравнивается с румяным яблочком, которое не было сорвано не потому, что незаметное, а потому что недоступное.) Сравните переводы поэзии, выполненные В. Ивановым и В. Вересаевым.
III. Обобщение и систематизация изученного
«микрофон»
Как вы понимаете слова Сапфо, вынесенные в эпиграф урока: «Красивейший на земле - это то, что мы любим»? Соглашаетесь ли вы с поэтессой?
Сапфо создала свою «сапфическу строфу». Выскажите свое впечатление от стихов поэтессы в форме сенкану
1 строка. Ключевое слово.
2 строка. 2-3 прилагательные, которые характеризуют ключевое понятие.
3 строка. 2-3 глагола.
4 строка. Ваше отношение.
5 строка. 1 слово - итог.
Возможный вариант
Сапфо,
Удивительная, непостижимая,
Зачаровывает, влюбляет,
Дает ощутить цвета красоту,
Поэзия.
IV. Домашнее задание.
Написать произведение-миниатюру «письмо к Сапфо».